Эксперты Института прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ) проанализировали отрасли, в которых можно применить четырехдневную рабочую неделю.
За последнее десятилетие во всем мире среди работодателей стало все более популярным внедрение неполного рабочего дня и гибких графиков. Данный метод ярко доказал свою эффективность во время пандемии.
Исследования показали, что действующая норма восьми и более часов рабочего дня влияет не только на здоровье работающего человека, но и на его производительность труда.
Несмотря на высокую эффективность, большинство стран и компаний отказываются полностью переходить на четырехдневную рабочую неделю. Основной причиной этого являются высокие затраты.
Для анализа влияния четырехдневной рабочей недели на производительность труда в Узбекистане эксперты ИПМИ рассчитали производительность труда в целом по республике и производительность труда за один отработанный час.
По результатам корреляционного анализа выявлено, что существует зависимость между производительностью труда и отработанным временем – коэффициент корреляции равен -0,40. Таким образом, в условиях Узбекистана нецелесообразно применять мировую практику перехода на четырехдневную рабочую неделю во всех отраслях экономики.
Тем не менее, эксперты ИПМИ попытались определить сферы, в которых можно было бы применить четырехдневную рабочую неделю. Это сферы нематериального производства – информационные технологии, наука, банковское дело, образование и здравоохранение.
Результаты анализа показали, что продолжительность рабочих часов в году не является единственным и основным фактором, влияющим на производительность труда, но они взаимосвязаны, и в этом нет сомнений.
УзА