Компания Tesla считается пионером в сфере разработки умных автомобилей. Ее инновационные технологии и функция автопилота опережают разработки большинства конкурентов. Зачастую любые судебные решения над лидером рынка влияют на всю индустрию, поэтому сейчас все создатели умных автомобилей напряженно следят за развитием двух судебных исков, поданных против Tesla.
Судебные процессы пройдут в Калифорнии и Флориде, где и произошли две аварии с участием автомобилей Tesla Model 3. Сторона обвинения попытается доказать, что в обоих случаях виноват автопилот Tesla и что компания знала о неких дефектах, но скрыла их наличие.
Функция Tesla AP (автопилот) – это усовершенствованная система помощи водителю, которая позволяет автомобилю автоматически управлять своим перемещением, ускоряться и тормозить при определенных условиях. Она предназначена для повышения безопасности на дороге, однако подвергается критике из-за инцидентов, связанных с авариями.
Так, в апреле 2021 года автомобиль Tesla Model S с двумя пассажирами врезался в дерево неподалеку от Хьюстона, штат Техас, и сгорел. В момент аварии место водителя было пустым, оба пассажира погибли. Было неясно, работала ли система автопилота во время катастрофы.
Тогда генеральный директор Tesla Илон Маск выложил твит, в котором представил предварительные выводы.
«По информации, которую удалось восстановить на данный момент, функция автопилота не была включена во время аварии. Более того, для работы стандартного автопилота должна была быть включена подсветка разметки дороги, но на той улице ее не было», – написал Маск.
По данным полиции, машина ехала на высокой скорости и не смогла вписаться в крутой поворот. Когда пожар удалось потушить, тело одного пассажира нашли на заднем сиденье, а другого – на переднем пассажирском.
Автопилот использует комбинацию датчиков, камер и радара для обнаружения и реагирования на окружение автомобиля. Он может выполнять такие задачи, как центрирование полосы движения, адаптивный круиз-контроль и автоматическое экстренное торможение. Tesla время от времени обновляет систему автопилота.
В чем обвиняют Tesla?
Первый суд, запланированный на середину сентября (суд штата Калифорния), представляет собой гражданский иск. В нем утверждается, что в 2019 году система автопилота заставила автомобиль Model 3, за рулем которого находился его владелец Мики Ли, внезапно свернуть с шоссе к востоку от Лос-Анджелеса. Машина со скоростью 65 миль в час (около 100 километров в час) ударилась о пальму и загорелась в течение нескольких секунд. Водитель погиб, а два пассажира получили серьезные ранения, среди них был и 8-летний мальчик, которому сейчас уже 12 лет. Иск подали выжившие пассажиры. Они утверждают, что Tesla знала, что автопилот и другие системы безопасности были неисправны, когда продала автомобиль.
Второе судебное разбирательство, назначенное на начало октября в суде штата Флорида, возникло в связи с аварией 2019 года к северу от Майами. Model 3, за рулем которой был ее владелец Стивен Баннер, въехала под прицеп 18-колесного грузовика. Во время столкновения крыша электромобиля была срезана, водитель скончался на месте. Согласно иску, поданному женой Баннера, автопилот не смог затормозить, повернуть руль или сделать что-либо, чтобы избежать столкновения.
На что могут повлиять решения судов?
Tesla отрицает ответственность за обе аварии. Автогигант обвиняет водителей в ошибке и утверждает, что автопилот абсолютно безопасен. Компания заявила в судебных документах, что водители должны обращать внимание на дорогу и держать руки на руле.
«Сегодня на дорогах нет беспилотных автомобилей», – заявили в Tesla.
Гражданское разбирательство может выявить новые доказательства того, что Маск и другие должностные лица компании знали о возможностях автопилота, а также некоторых его недостатках. К примеру, адвокаты Баннер на досудебном заседании утверждают, что внутренние электронные письма показывают, что Маск является «фактическим лидером» команды, создавшей автопилот.
Судебные процессы прольют свет на юридические последствия аварий с участием беспилотных автомобилей. Они создадут прецедент, способный разграничить обязанности и ответственность водителя и производителей электромобилей. По мере того, как судебные процессы разворачиваются, отраслевые эксперты, регулирующие органы и широкая общественность все внимательнее следят за ними. Решения судов, несомненно, повлияют на тенденции развития технологий, применяемых в умных автомобилях.
Подготовил Роман БОНДАРЧУК, УзА.