Ўзбек
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Ещё раз об ответственности блогеров
19:16 / 2019-08-21

Исследовательским институтом правовой политики при Министерстве юстиции Республики Узбекистан проведен анализ законодательств Республики Узбекистан и некоторых зарубежных стран по вопросам ответственности СМИ и блогеров за свои публикации и комментарии третьих лиц под этими публикациями.


Исследовательским институтом правовой политики при Министерстве юстиции Республики Узбекистан проведен анализ законодательств Республики Узбекистан и некоторых зарубежных стран по вопросам ответственности СМИ и блогеров за свои публикации и комментарии третьих лиц под этими публикациями.

Справочно:

СМИ, то есть средство массовой информации — зарегистрированная
в установленном законодательством порядке форма периодического распространения массовой информации, имеющая постоянное название и выходящая в свет или передаваемая в эфир не реже одного раза в шесть месяцев в печатном виде и (или) электронном виде (в том числе веб-сайты в сети Интернет), и иные формы периодического распространения массовой информации.

Блогер — физическое лицо, размещающее на своих веб-сайте и (или) странице веб-сайта во всемирной информационной сети Интернет общедоступную информацию общественно-политического, социально-экономического и иного характера, в том числе для ее обсуждения пользователями информации. То есть, любое физическое лицо, размещающее информацию на своем сайте или веб-сайтах
в интернете, может рассматриваться как блогер.

Проблемы, связанные с публикациями СМИ и блогеров в сети Интернет,
а также комментариями третьих лиц под такими публикациями, имеются практически во всех странах мира. Правовое регулирование таких проблем осуществляется везде
по разному.

I. В зарубежных странах

В Великобритании, в соответствии с принятым в 2013 году Законом
«О клевете», СМИ и блогеры несут ответственность за клеветнические комментарии третьих лиц в случаях, если:

– невозможно идентифицировать клеветника или оскорбителя;

– потерпевший направил жалобу оператору сайта или блогеру относительно содержания комментария;

– потерпевший не получил ответа на свою жалобу.

При том, обязанность доказывания вышеперечисленных случаев возлагается
на потерпевшего.

В США, согласно закону «О приемлемости коммуникаций», СМИ
и блогеры, как правило, не несут ответственности за комментарии пользователей, независимо от того, знали они про комментарий или нет.

Вместе с тем, у СМИ или блогера может возникнуть ответственность
за комментарии третьих лиц, если:

– комментарий оставлен лицом, который является работником блогера;

– очевидна преступная составляющая комментария;

– комментарий содержит контент, нарушающий авторские права
или права на товарный знак.

В Республике Беларусь Закон «О средствах массовой информации» обязывает владельца интернет ресурса, сетевого издания не допускать распространение:

информации, содержащей нецензурные слова и выражения;

сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь, достоинство или деловую репутацию физических лиц либо деловую репутацию юридических лиц;

недостоверной информации, которая может причинить вред государственным или общественным интересам;

другой информации, распространение которой запрещено законодательством.

Владелец интернет ресурса, сетевого издания обязан незамедлительно удалять вышеперечисленную информацию по требованию уполномоченного государственного органа.

II. В Узбекистане

Основными законами, направленными на регулирование сферы информатизации и вопросов, связанных с поиском, получением, распространением
и использованием информации, являются Конституция Республики Узбекистан, законы Республики Узбекистан «Об информатизации», «О средствах массовой информации», «О принципах и гарантиях свободы информации», «О гарантиях
и свободах доступа к информации».

В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, каждый, в том числе СМИ и блогеры, имеет право искать, получать и распространять любую информацию за исключением направленной против существующего конституционного строя
и других ограничений, предусмотренных законом.

То есть, можно распространять любую информацию, кроме ограниченной
к распространению.

Ограниченная к распространению информация

Согласно статье 6 Закона «О средствах массовой информации», и статье 121 Закона «Об информатизации», владелец веб-сайта и (или) страницы
веб-сайта, в том числе блогер, обязан не допускать использование своих веб-сайта
и (или) страницы веб-сайта во всемирной информационной сети Интернет, на которых размещается общедоступная информация, в целях:

- призыва к насильственному изменению существующего конституционного строя, территориальной целостности Республики Узбекистан;

- пропаганды войны, насилия и терроризма, а также идей религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма;

- разглашения сведений, составляющих государственные секреты
или иную охраняемую законом тайну;

- распространения информации, возбуждающей национальную, расовую, этническую или религиозную вражду, а также порочащей честь и достоинство
или деловую репутацию граждан, допускающей вмешательство в их частную жизнь;

- пропаганды наркотических средств, психотропных веществ
и прекурсоров;

- пропаганды порнографии;

- совершения других действий, влекущих за собой уголовную и иную ответственность в соответствии с законом.

Справочно: в качестве примера «других действий, влекущих за собой уголовную и иную ответственность в соответствии с законом» можно привести действия,
за которые установлена ответственность статьями 40 и 41 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности и статьями 139 и 140 Уголовного кодекса (клевета и оскорбление).

Частью второй статьи 121 Закона Республики Узбекистан «Об информатизации» установлено следующее:

«Владелец веб-сайта и (или) страницы веб-сайта, в том числе блогер, обязан проверять достоверность общедоступной информации до ее размещения на своих веб-сайте и (или) странице веб-сайта во всемирной информационной сети Интернет,
на которых размещается общедоступная информация, а также незамедлительно удалять размещенную информацию в случае установления ее недостоверности».

Справочно: «информация», согласно статье 3 Закона Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации», – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от источников и формы
их представления.

Таким образом, СМИ и владельцы веб-сайтов, включая блогеров должны обеспечивать нераспространение в своих ресурсах клевету, оскорбления
и другие сведения, попадающие под вышеназванные описания, незамедлительно удалять размещенную информацию в случае установления ее недостоверности.

Последствия, меры ответственности

Статья 121 Закона Республики Узбекистан «Об информатизации» устанавливает также последствия невыполнения вышеназванных обязанностей. А именно
то, что в случае неисполнения владельцем веб-сайта и (или) страницы веб-сайта,
в том числе блогером, обязанностей, доступ к указанным веб-сайту и (или) странице веб-сайта может быть ограничен специально уполномоченным органом.

Что касается мер ответственности, в первую очередь, необходимо отметить статью 2441 Уголовного кодекса. Согласно данной статье, следующие действия, совершенные с использованием средств массовой информации либо сетей телекоммуникаций, а также всемирной информационной сети Интернет, наказываются лишением свободы от 5 до 8 лет:

- распространение в любой форме сведений и материалов, содержащих идеи религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма, призывы к погромам
или насильственному выселению граждан либо направленных на создание паники среди населения;

- использование религии в целях нарушения гражданского согласия, распространения клеветнических, дестабилизирующих обстановку измышлений;

- распространение либо демонстрация атрибутики или символики религиозно-экстремистских, террористических организаций.

- совершение иных деяний, направленных против установленных правил поведения в обществе и общественной безопасности.

Действующее законодательство не предусматривает отдельные меры ответственности за совершение менее опасных для общества правонарушений именно с использованием всемирной сети «Интернет» (размещение оскорбительных
или других запрещенных публикаций и комментариев, а также их не удаление). Однако, за совершение таких действий с использованием сети Интернет, виновные лица могут быть привлечены к ответственности по общим основаниям согласно административному, уголовному и гражданскому законодательству Республики Узбекистан. Например, за клевету или оскорбление другого лица посредством размещения в сети Интернет публикаций или комментариев, может наступить ответственность по статьям 40 и 41 Кодекса Республики Узбекистан
об административной ответственности, 139 и 140 Уголовного кодекса.

В то же время необходимо отметить, что вышеуказанные меры ответственности могут применяться только в отношении тех лиц, которые непосредственно совершили правонарушение. Это связано с тем, что действующее законодательство с одной стороны возлагает на СМИ и блогеров обязанность не допускать совершения через принадлежащие им веб-сайты (веб-страницы) действий, которые могут стать причиной уголовной или другой ответственности, а с другой стороны – не предусматривает конкретных мер ответственности за невыполнение данной обязанности.

А по общим правилам, лицо может быть привлечено к административной
или уголовной ответственности только за совершенное им самим противоправное
и виновное действие или бездействие.

Кроме того, необходимо напомнить о существовании также гражданской ответственности. В соответствии со статьей 100 Гражданского кодекса, гражданин
или юридическое лицо, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе, наряду с опровержением таких сведений, требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных
их распространением.

Заключение

Согласно действующему законодательству Республики Узбекистан:

1. Владельцы веб-сайта и (или) страницы веб-сайта, в том числе блогеры обязаны:

- обеспечивать нераспространение через свои сети информации, порочащей честь и достоинство или деловую репутацию граждан, допускающей вмешательство
в их частную жизнь, а также совершение других действий, влекущих за собой уголовную и иную ответственность в соответствии с законом;

- проверять достоверность общедоступной информации до ее размещения
на своих веб-сайте и (или) странице веб-сайта в сети Интернет, а также незамедлительно удалять размещенную информацию в случае установления
ее недостоверности. Это обязанности возложены на них законом;

2. В случае неисполнения владельцем веб-сайта и (или) страницы веб-сайта,
в том числе блогером вышеуказанных обязанностей, доступ к указанным веб-сайту
и (или) странице веб-сайта может быть ограничен специально уполномоченным органом.

3. Лица, виновные в клевете и оскорблении других лиц путем размещения публикаций и комментариев в сети Интернет (представитель СМИ или блогер, другое физическое лицо), могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности по статьям 40 и 41 Кодекса Республики Узбекистан
об административной ответственности, 139, 140, 2441 Уголовного кодекса, а также гражданской ответственности на основании статьи 100 Гражданского кодекса.

Предложения

Необходимо усовершенствовать законодательство, регулирующее отношения
в сфере распространения информации, в том числе на предмет устранения следующих проблем:

1. Наличие большого количества актов законодательства, регулирующих данные отношения (имеется 6 законов и более 10 подзаконных актов), не способствует обеспечению информированности о них не только обычных пользователей сети Интернет, но и представителей СМИ и блогеров;

2. Действующим законодательством недостаточно урегулированы отношения, связанные с распространением информации. Несовершенны механизмы осуществления контроля за соблюдением требований, предъявляемых к субъектам данных отношений, и привлечения их к ответственности в случае невыполнения требований (к примеру, обязанность удалить запрещенные комментарии предусмотрена, а меры ответственности за не удаление таких комментариев
не предусмотрены);

3. Отсутствие законодательной обязанности обеспечения идентификации пользователей (например по номеру телефона) при оставлении публикаций
и комментариев зачастую не позволяет выявлять и привлекать к ответственности виновных лиц.

Аъзам Мадаминов,

и.о. директора Исследовательского института правовой политики
при Министерстве юстиции Республики Узбекистан