Исследовательским институтом правовой политики при Министерстве юстиции Республики Узбекистан проведен анализ законодательств Республики Узбекистан и некоторых зарубежных стран по вопросам ответственности СМИ и блогеров за свои публикации и комментарии третьих лиц под этими публикациями.
Исследовательским институтом правовой политики при Министерстве юстиции Республики Узбекистан проведен анализ законодательств Республики Узбекистан и некоторых зарубежных стран по вопросам ответственности СМИ и блогеров за свои публикации и комментарии третьих лиц под этими публикациями.
Справочно:
СМИ, то есть средство массовой информации — зарегистрированная
в установленном законодательством порядке форма периодического распространения массовой информации, имеющая постоянное название и выходящая в свет или передаваемая в эфир не реже одного раза в шесть месяцев в печатном виде и (или) электронном виде (в том числе веб-сайты в сети Интернет), и иные формы периодического распространения массовой информации.
Блогер — физическое лицо, размещающее на своих веб-сайте и (или) странице веб-сайта во всемирной информационной сети Интернет общедоступную информацию общественно-политического, социально-экономического и иного характера, в том числе для ее обсуждения пользователями информации. То есть, любое физическое лицо, размещающее информацию на своем сайте или веб-сайтах
в интернете, может рассматриваться как блогер.
Проблемы, связанные с публикациями СМИ и блогеров в сети Интернет,
а также комментариями третьих лиц под такими публикациями, имеются практически во всех странах мира. Правовое регулирование таких проблем осуществляется везде
по разному.
I. В зарубежных странах
В Великобритании, в соответствии с принятым в 2013 году Законом
«О клевете», СМИ и блогеры несут ответственность за клеветнические комментарии третьих лиц в случаях, если:
– невозможно идентифицировать клеветника или оскорбителя;
– потерпевший направил жалобу оператору сайта или блогеру относительно содержания комментария;
– потерпевший не получил ответа на свою жалобу.
При том, обязанность доказывания вышеперечисленных случаев возлагается
на потерпевшего.
В США, согласно закону «О приемлемости коммуникаций», СМИ
и блогеры, как правило, не несут ответственности за комментарии пользователей, независимо от того, знали они про комментарий или нет.
Вместе с тем, у СМИ или блогера может возникнуть ответственность
за комментарии третьих лиц, если:
– комментарий оставлен лицом, который является работником блогера;
– очевидна преступная составляющая комментария;
– комментарий содержит контент, нарушающий авторские права
или права на товарный знак.
В Республике Беларусь Закон «О средствах массовой информации» обязывает владельца интернет ресурса, сетевого издания не допускать распространение:
информации, содержащей нецензурные слова и выражения;
сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь, достоинство или деловую репутацию физических лиц либо деловую репутацию юридических лиц;
недостоверной информации, которая может причинить вред государственным или общественным интересам;
другой информации, распространение которой запрещено законодательством.
Владелец интернет ресурса, сетевого издания обязан незамедлительно удалять вышеперечисленную информацию по требованию уполномоченного государственного органа.
II. В Узбекистане
Основными законами, направленными на регулирование сферы информатизации и вопросов, связанных с поиском, получением, распространением
и использованием информации, являются Конституция Республики Узбекистан, законы Республики Узбекистан «Об информатизации», «О средствах массовой информации», «О принципах и гарантиях свободы информации», «О гарантиях
и свободах доступа к информации».
В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, каждый, в том числе СМИ и блогеры, имеет право искать, получать и распространять любую информацию за исключением направленной против существующего конституционного строя
и других ограничений, предусмотренных законом.
То есть, можно распространять любую информацию, кроме ограниченной
к распространению.
Ограниченная к распространению информация
Согласно статье 6 Закона «О средствах массовой информации», и статье 121 Закона «Об информатизации», владелец веб-сайта и (или) страницы
веб-сайта, в том числе блогер, обязан не допускать использование своих веб-сайта
и (или) страницы веб-сайта во всемирной информационной сети Интернет, на которых размещается общедоступная информация, в целях:
- призыва к насильственному изменению существующего конституционного строя, территориальной целостности Республики Узбекистан;
- пропаганды войны, насилия и терроризма, а также идей религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма;
- разглашения сведений, составляющих государственные секреты
или иную охраняемую законом тайну;
- распространения информации, возбуждающей национальную, расовую, этническую или религиозную вражду, а также порочащей честь и достоинство
или деловую репутацию граждан, допускающей вмешательство в их частную жизнь;
- пропаганды наркотических средств, психотропных веществ
и прекурсоров;
- пропаганды порнографии;
- совершения других действий, влекущих за собой уголовную и иную ответственность в соответствии с законом.
Справочно: в качестве примера «других действий, влекущих за собой уголовную и иную ответственность в соответствии с законом» можно привести действия,
за которые установлена ответственность статьями 40 и 41 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности и статьями 139 и 140 Уголовного кодекса (клевета и оскорбление).
Частью второй статьи 121 Закона Республики Узбекистан «Об информатизации» установлено следующее:
«Владелец веб-сайта и (или) страницы веб-сайта, в том числе блогер, обязан проверять достоверность общедоступной информации до ее размещения на своих веб-сайте и (или) странице веб-сайта во всемирной информационной сети Интернет,
на которых размещается общедоступная информация, а также незамедлительно удалять размещенную информацию в случае установления ее недостоверности».
Справочно: «информация», согласно статье 3 Закона Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации», – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от источников и формы
их представления.
Таким образом, СМИ и владельцы веб-сайтов, включая блогеров должны обеспечивать нераспространение в своих ресурсах клевету, оскорбления
и другие сведения, попадающие под вышеназванные описания, незамедлительно удалять размещенную информацию в случае установления ее недостоверности.
Последствия, меры ответственности
Статья 121 Закона Республики Узбекистан «Об информатизации» устанавливает также последствия невыполнения вышеназванных обязанностей. А именно
то, что в случае неисполнения владельцем веб-сайта и (или) страницы веб-сайта,
в том числе блогером, обязанностей, доступ к указанным веб-сайту и (или) странице веб-сайта может быть ограничен специально уполномоченным органом.
Что касается мер ответственности, в первую очередь, необходимо отметить статью 2441 Уголовного кодекса. Согласно данной статье, следующие действия, совершенные с использованием средств массовой информации либо сетей телекоммуникаций, а также всемирной информационной сети Интернет, наказываются лишением свободы от 5 до 8 лет:
- распространение в любой форме сведений и материалов, содержащих идеи религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма, призывы к погромам
или насильственному выселению граждан либо направленных на создание паники среди населения;
- использование религии в целях нарушения гражданского согласия, распространения клеветнических, дестабилизирующих обстановку измышлений;
- распространение либо демонстрация атрибутики или символики религиозно-экстремистских, террористических организаций.
- совершение иных деяний, направленных против установленных правил поведения в обществе и общественной безопасности.
Действующее законодательство не предусматривает отдельные меры ответственности за совершение менее опасных для общества правонарушений именно с использованием всемирной сети «Интернет» (размещение оскорбительных
или других запрещенных публикаций и комментариев, а также их не удаление). Однако, за совершение таких действий с использованием сети Интернет, виновные лица могут быть привлечены к ответственности по общим основаниям согласно административному, уголовному и гражданскому законодательству Республики Узбекистан. Например, за клевету или оскорбление другого лица посредством размещения в сети Интернет публикаций или комментариев, может наступить ответственность по статьям 40 и 41 Кодекса Республики Узбекистан
об административной ответственности, 139 и 140 Уголовного кодекса.
В то же время необходимо отметить, что вышеуказанные меры ответственности могут применяться только в отношении тех лиц, которые непосредственно совершили правонарушение. Это связано с тем, что действующее законодательство с одной стороны возлагает на СМИ и блогеров обязанность не допускать совершения через принадлежащие им веб-сайты (веб-страницы) действий, которые могут стать причиной уголовной или другой ответственности, а с другой стороны – не предусматривает конкретных мер ответственности за невыполнение данной обязанности.
А по общим правилам, лицо может быть привлечено к административной
или уголовной ответственности только за совершенное им самим противоправное
и виновное действие или бездействие.
Кроме того, необходимо напомнить о существовании также гражданской ответственности. В соответствии со статьей 100 Гражданского кодекса, гражданин
или юридическое лицо, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе, наряду с опровержением таких сведений, требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных
их распространением.
Заключение
Согласно действующему законодательству Республики Узбекистан:
1. Владельцы веб-сайта и (или) страницы веб-сайта, в том числе блогеры обязаны:
- обеспечивать нераспространение через свои сети информации, порочащей честь и достоинство или деловую репутацию граждан, допускающей вмешательство
в их частную жизнь, а также совершение других действий, влекущих за собой уголовную и иную ответственность в соответствии с законом;
- проверять достоверность общедоступной информации до ее размещения
на своих веб-сайте и (или) странице веб-сайта в сети Интернет, а также незамедлительно удалять размещенную информацию в случае установления
ее недостоверности. Это обязанности возложены на них законом;
2. В случае неисполнения владельцем веб-сайта и (или) страницы веб-сайта,
в том числе блогером вышеуказанных обязанностей, доступ к указанным веб-сайту
и (или) странице веб-сайта может быть ограничен специально уполномоченным органом.
3. Лица, виновные в клевете и оскорблении других лиц путем размещения публикаций и комментариев в сети Интернет (представитель СМИ или блогер, другое физическое лицо), могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности по статьям 40 и 41 Кодекса Республики Узбекистан
об административной ответственности, 139, 140, 2441 Уголовного кодекса, а также гражданской ответственности на основании статьи 100 Гражданского кодекса.
Предложения
Необходимо усовершенствовать законодательство, регулирующее отношения
в сфере распространения информации, в том числе на предмет устранения следующих проблем:
1. Наличие большого количества актов законодательства, регулирующих данные отношения (имеется 6 законов и более 10 подзаконных актов), не способствует обеспечению информированности о них не только обычных пользователей сети Интернет, но и представителей СМИ и блогеров;
2. Действующим законодательством недостаточно урегулированы отношения, связанные с распространением информации. Несовершенны механизмы осуществления контроля за соблюдением требований, предъявляемых к субъектам данных отношений, и привлечения их к ответственности в случае невыполнения требований (к примеру, обязанность удалить запрещенные комментарии предусмотрена, а меры ответственности за не удаление таких комментариев
не предусмотрены);
3. Отсутствие законодательной обязанности обеспечения идентификации пользователей (например по номеру телефона) при оставлении публикаций
и комментариев зачастую не позволяет выявлять и привлекать к ответственности виновных лиц.
Аъзам Мадаминов,
и.о. директора Исследовательского института правовой политики
при Министерстве юстиции Республики Узбекистан