French
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Открываются новые возможности для деятелей искусств
18:42 / 2022-07-19

Отклик

Наш народ любит искусство. Ни один наш праздник, свадьбы и торжества, любые радостные дни не проходят без участия деятелей искусств. В этой связи в стране особое внимание уделяется развитию национального искусства, всемерной поддержке творческих деятелей, созданию здоровой конкурентной среды в сфере.

В последние годы открываются широкие возможности для певцов, музыкантов и танцоров, в целом для каждого, кто поставил перед собой цель служить народу посредством искусства. Созданы благоприятные условия для выявления молодых талантов и полной реализации ими своих способностей. Как никогда оказывается забота о почетных деятелях искусств, проявляется должное уважение к ним.

Отрадно, что в основу этих благих дел заложены такие благородные цели, как повышение духовности нашего народа, особенно молодого поколения, через развитие искусства и культуры.

Указ Президента "О совершенствовании системы взыскания государственной пошлины и налогообложения лиц, осуществляющих концертно-зрелищную деятельность" от 13 июля нынешнего года значим тем, что определяет новые возможности в развитии сферы.

Всем известно, что по сей день взыскание государственной пошлины и налогообложение деятелей искусств осуществлялось весьма беспорядочно. Установление размера платежей с учетом прибыли деятелей творчества, работающих в городах, то есть то, что они были относительно высокие, создавало трудности для представителей сферы, которые работают в отдаленных районах. Это ограничивало их возможности, принуждая в большинстве случаев к незаконной деятельности. Не секрет, что многие таланты так и не смогли получить лицензию, проявить себя и были вынуждены попытать счастья в других сферах.

Отныне будут устранены волокита, трудности и проблемы в данном направлении. Вышеупомянутым указом усовершенствована система взыскания государственной пошлины за лицензию на осуществление концертно-зрелищной деятельности и налогообложения лиц, обладающих данной лицензией, создана благоприятная творческая атмосфера для деятелей искусств.

Согласно новому порядку ощутимо снижается размер государственной пошлины и налогов на лицензию на осуществление концертно-зрелищной деятельности. Сокращено количество рейтинговых групп творческих деятелей, осуществляющих концертно-зрелищную деятельность на основании лицензии, с действующих шести до трех.

В данном документе распределены права на оказание населению концертно-зрелищных услуг между рейтинговыми группами исполнителей. Так, исполнителям I рейтинговой группы предоставляется возможность пользования правами на организацию сольных концертов на территории и за пределами республики, а также правами, предусмотренными для исполнителей II и III рейтинговых групп.

Исполнители II рейтинговой группы могут пользоваться правами на участие в концертно-зрелищной программе с участием двух и более исполнителей одного жанра, а также концертно-зрелищной программе с участием нескольких исполнителей разных жанровых направлений, представление песен и видеоклипов в средствах массовой информации, пользование правами, предусмотренными для исполнителей III рейтинговой группы.

Исполнители III рейтинговой группы получили право на оказание концертно-зрелищных услуг на свадьбах, юбилеях и других церемониях и торжествах, в частности в свадебных домах, ресторанах, развлекательных организациях (в клубах, на дискотеках, в барах и кафе) и частных домах, организацию концертно-зрелищных программ и участие в них музыкантов и танцовщиц (танцоров) с участием двух и более исполнителей одного жанра.

Представителей сферы особо обрадовало снижение в соответствии с документом размеров государственной пошлины и налоговых ставок. Если обратиться к мировому опыту, то можно увидеть, что действующий в данном направлении порядок весьма упрощенный и компактный, что сокращает теневую экономику, предотвращает столкновение деятелей творчества с различными бюрократическими преградами и излишней волокитой.

Несомненно, в Узбекистане сделанные на этом пути шаги тоже дадут ожидаемые результаты. Отныне размер государственной пошлины для I рейтинговой группы установлен в 20-кратном, для II рейтинговой группы – в 10-кратном, для III рейтинговой группы – в 3-кратном размере базовой расчетной величины. Освобождение от уплаты государственной пошлины лиц, имеющих право на получение пенсии по возрасту, лиц с инвалидностью, студентов стало еще одним отражением гуманной политики.

Согласно новому порядку предоставляется право оплаты налога на доход физических лиц, осуществляющих концертно-зрелищную деятельность на основе лицензии, на основании декларации или в фиксированном размере.

С 1 января 2024 года налог на доходы с певцов взимается исключительно на основании декларации, а с 1 января 2026 года – с остальных исполнителей.

Отныне представители сферы, которые ежемесячно выплачивали социальный налог, будут платить только налог на доход один раз в год. Для исполнителей, выбравших оплату налога на основе декларации, расходы в размере 30 процентов от общего годового дохода вычитаются без истребования подтверждающих документов. Если сумма подтвержденных расходов превысила 30 процентов указанного дохода, дополнительно вычитается 10 процентов общего дохода. Сумма государственной пошлины и социального налога, взысканные для получения лицензии, фиксируются в качестве расходов и вычитаются из состава доходов.

С исполнителей, выбравших оплату налога в фиксированном размере, налог на доходы взимается один раз в год в следующих размерах: для исполнителей I рейтинговой группы – в размере 2,7 миллиона сумов, для исполнителей II рейтинговой группы – в размере 1,8 миллиона сумов, для исполнителей III рейтинговой группы – в размере 1 миллиона сумов.

До 1 января 2024 года исполнители III рейтинговой группы освобождаются от оплаты налога в фиксированном размере.

До 1 января 2025 года социальный налог с концертно-зрелищной деятельности взимается один раз в год в однократном размере базовой расчетной величины в случае, если физические лица, осуществляющие концертно-зрелищную деятельность на основании лицензии, не осуществляют деятельность на основе трудового договора.

Налог на доходы физических лиц и социальный налог с доходов физических лиц, осуществляющих концертно-зрелищную деятельность на основании лицензии, полученных от оказания услуг юридическим лицам, удерживаются в источнике выплат независимо от выбранного ими налогового режима. Творческие коллективы, созданные со статусом юридического лица, оплачивают налог на доходы физических лиц и социальный налог в порядке, установленном для юридических лиц.

Указом также предусмотрено внедрение современных информационных технологий в сферу, что будет способствовать ее дальнейшему развитию.

Таким образом, Указ Президента "О совершенствовании системы взыскания государственной пошлины и налогообложения лиц, осуществляющих концертно-зрелищную деятельность" создает широкие условия и возможности для деятелей искусств, послужит дальнейшему повышению их любви и преданности профессии, оградит их от лишней волокиты, проблем и забот, бюрократических проволочек, с которыми они сталкивались до сих пор. Не будет преувеличением сказать, что это – еще одно яркое проявление принципа "Во имя чести и достоинства человека".

Озодбек НАЗАРБЕКОВ,
министр культуры Республики Узбекистан.
УзА