Открытый диалог с предпринимателями
В Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан состоялся видеосеминар, посвященный реализуемой работе в рамках исполнения Указа Президента Республики Узбекистан "О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускроенного развития" от 15 мая 2015 года.
В Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан состоялся видеосеминар, посвященный реализуемой работе в рамках исполнения Указа Президента Республики Узбекистан "О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускроенного развития" от 15 мая 2015 года.В нем приняли участие члены Сената и депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, ответственные работники министерств юстиции, финансов, по развитию информационных технологий и коммуникаций, Торгово-промышленной палаты, Центрального банка, Государственного таможенного комитета, представители субъектов предпринимательства, действующих в городе Ташкенте, а также через систему видеоконференц-связи – ответственные работники всех областных хокимиятов, налоговых, судебных и правоохранительных органов, предприниматели.
Председатель Государственного налогового комитета Республики Узбекистан Б.Парпиев и другие отметили, что в нашей стране проводится системная работа по формированию благоприятной деловой среды, устранению препятствий на пути развития малого бизнеса и частного предпринимательства. В частности, в 2012-2014 годах было принято более пятнадцати законов и других нормативно-правовых актов, направленных на повышение статуса и защиты частной собственности, улучшение условий ведения бизнеса.
Указ главы государства способствовал поднятию работы в отрасли на качественно новый уровень. В нем, в первую очередь, строго регламентируются проверки, проводимые в субъектах предпринимательства. Для всех контролирующих органов унифицируется периодичность плановых проверок. Новая норма предупреждает проведение проверок субъектов предпринимательства различными контролирующими органами ежегодно и плановых проверок - раз в два года.
В соответствии с указом установлено, что 1 июля 2015 года проведение всех проверок деятельности микрофирм, малых предприятий и фермерских хозяйств осуществляется контролирующими органами в плановом порядке не чаще одного раза в четыре года, других хозяйствующих субъектов – не чаще одного раза в три года. Срок проведения плановых проверок, не связанных с финансово-хозяйственной деятельностью, то есть не требующих изучения бухгалтерской и иной документации, должен составлять не более 10 календарных дней.
Эти аспекты нашли свое отображение в Законе “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление надежной защиты частной собственности, субъектов предпринимательства, снятие преград для их ускоренного развития”. В соответствии с этим документом план-график проверок на 2015 год был пересмотрен. В результате из него было исключено около шестисот предприятий.
На основе этого закона были усилены меры ответственности за нарушение порядка проведения проверок деятельности субъектов предпринимательства и ревизии финансово-хозяйственной деятельности. В этом направлении внесены соответствующие изменения в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности и Кодекс об уголовной ответственности. Отныне виновные лица будут наказываться штрафом от ста пятидесяти до трехсот минимальных размеров заработной платы или лишением определенного права до трех лет либо исправительными работами до трех лет.
Вместе с тем в проверках деятельности хозяйствующих субъектов по уголовным делам, возбужденным правоохранительными органами, адвокаты участвуют в принудительном порядке. Это создает основу для обеспечения принципа справедливости, надежной защиты прав предпринимателей в процессе проверок.
Предприниматель, впервые совершивший преступление, предусмотренное статьей 184 Уголовного кодекса (уклонение от уплаты налогов и других обязательных платежей), освобождается от ответственности, если он сделал своевременные выводы. То есть, если он в течение 30 дней со дня выявления преступления полностью возместил нанесенный государству ущерб в виде налогов и других обязательных платежей, в том числе пени и иных финансовых санкций, против него не возбуждается уголовное дело, что является еще одной возможностью для предпринимателей.
В изменениях, внесенных в Налоговый кодекс Республики Узбекистан, большое внимание уделяется либерализации мер ответственности, регулирующих предпринимательскую деятельность. В частности, согласно изменениям, внесенным в статью 108, как и при уголовном законодательстве, при совершении налогоплательщиком нескольких налоговых правонарушений финансовые санкции в виде штрафа применяются
по совокупности налоговых правонарушений путем поглощения менее строгого более строгим либо путем полного или частичного сложения назначенных штрафов.
Все услуги, предоставляемые государственными и хозяйственными органами, органами местного государственного управления, коммерческими банками, в настоящее время оказываются с электронной цифровой подписью. В Государственном налоговом комитете налажена деятельность единого центра регистрации ключей электронных цифровых подписей.
Создание в нашей стране по инициативе главы государства системы “Электронное правительство” позволяет повысить качество и увеличить разнообразие интерактивных услуг, предоставляемых субъектам предпринимательства всех категорий и населению. Модернизация налоговой системы в этих целях создает еще более широкие удобства для населения. Через веб-сайт Государственного налогового комитета www.soliq.uz субъектам предпринимательства и гражданам предоставляются 18 видов интерактивных и 20 видов электронных услуг.
В настоящее время всеми видами субъектов предпринимательства налоговые и финансовые отчеты полностью предоставляются в электронной форме. Это имеет важное значение в своевременном приеме, обработке, оперативном анализе сведений по средствам, уплачиваемым в государственный бюджет. В результате сэкономлено 9 миллиардов сумов.
На сайте предоставляются возможности для самостоятельного исчисления суммы налогов, формирования платежных поручений. Кроме того, налоги можно заплатить посредством таких видов услуг, как “Click”, “U-Pay” и “Mbank”.
Эффективность и совершенствование сайта Государственного налогового комитета доказывает и тот факт, что он был признан лучшим сайтом на интернет-фестивале национального домена “.uz” в 2012 году и Национальном интернет-конкурсе “MIT.uz”, конкурсе “Best Soft Uzbekistan” в 2015 году. В первом полугодии этого года по рейтинговым итогам оценки состояния внедрения и развития информационно-коммуникационных технологий в деятельность 115 государственных и хозяйственных органов и органов местной государственной власти Государственный налоговый комитет набрал 95,04 балла и занял первое место.
На видеосеминаре предприниматели получили ответы специалистов на интересующие их вопросы и вместе с тем обсудили встречающиеся проблемы с представителями соответствующих организаций и пути их решения.