French
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Откровения первого главного режиссера праздников, посвященных Дню независимости
16:35 / 2019-08-28

Сегодняшний собеседник – первый главный режиссер праздников Независимости и Навруза, народный артист Узбекистана Рустам Хамидов — делится с читателями сайта воспоминаниями о первых праздниках.

Беседа о том, кто предложил сделать День независимости праздником,

и какие указания давал

Первый Президент Ислам Каримов насчет его проведения

День Независимости Узбекистана первоначально проводился на площади Мустакиллик, затем - в Национальном парке Узбекистана имени Алишера Навои.

Сегодняшний собеседник – первый главный режиссер праздников Независимости и Навруза, народный артист Узбекистана Рустам Хамидов — делится с читателями сайта воспоминаниями о первых праздниках.

– Рустам ака, вот мы уже будем отмечать 28 лет со дня провозглашения независимости. Этот праздник мы называем самым великим, самым дорогим. Кто предложил сделать День независимости праздником, превратить его в запоминающееся представление? Давайте, вспомним с самого начала.

– Если говорить по порядку, то тогда состоялось заседание Кабинета Министров, на котором заместитель премьер-министра отметил, что теперь мы - независимое государство, и должны проводить праздник, посвященный независимости. Он спросил, у кого какие предложения. Каждый выразил свое мнение. Были предложения показывать фольклорные номера, знакомить соотечественников с этнографическим искусством. В конце заседания дали и мне слово. В то время я был главным режиссером Узбекского театра имени Хамзы (ныне Узбекский национальный академический драматический театр). Я сказал, что если праздник будем проводить вечером, то как независимое государство должны продемонстрировать достижения всех жанров культуры и искусства нашего народа. Нельзя ограничиваться только фольклором и этнографией.

Через какое-то время меня вызвали и предложили написать сценарий. Он понравился, и мы начали работу. Праздник планировали проводить на площади, а значит, нужна была соответствующая композиция. Первомайские и ноябрьские праздники уже не праздновались, площадь опустела. Было решено привлечь как можно больше людей. В результате, было занято около 10 тысяч человек, среди которых и студенты, задействованные в массовке. Всем нужно было создать необходимые условия. Но время тогда, откровенно говоря, было бедное. Привезли несколько вагонов дерева. Специальных осветительных приборов не было, но привезли прожекторы из Дворца хоккея. Кое-как осветили, но все равно вышло темновато. Опыта во всем было мало.

Репетировали полтора-два месяца. Однажды во время репетиций позвонил начальник праздничного штаба, заместитель хокима города Карим Расулович и сказал, что меня вызывает Президент. «Нам нужно рассказать о празднике. Пойдем вместе», - сказал мне он.Я прямо в репетиционной одежде поехал в Аппарат Первого Президента Ислама Каримова. Его кабинет находился на шестом этаже. Помощники Президента предложили подождать. Через 15 минут я уже шел, как мне тогда показалось, по очень длинному кабинету.Ислам Абдуганиевич за это время несколько раз оглядел меня. Я извинился, что не успел переодеться после репетиции. На что Первый Президент мне сказал: «Ничего, присаживайтесь и рассказывайте. Я доложил о планах на предстоящий праздник, подготовке сцены, самом представлении. Он задумался. Потом взял бумагу,нарисовал и произнес: «Вот здесь будет сцена, а здесь будут сидеть зрители». Посмотрев, я понял, что наброски не подходят для площади представлений, потому что под ней проложено метро. Где восходит солнце, нельзя установить сцену. И на его вопрос «Понятно?» я ответил, что понял не до конца. Один из руководителей, стоявших около него, спросил, что же тут не понятного? Президент даже нарисовал вам! Мне сказали уходить.

Вышедшие за мной ответственные руководители тоже призадумались: «Что будет теперь? Времени мало».

Мы сели в машину и поехали. Вскоре нам позвонили и сказали быстро приехать на площадь, куда через некоторое время прибудет и сам Первый Президент.

На площади собрались все руководители. Ислам Абдуганиевич долго ходил по площади, а затем сказал: "Да... Не мудрено, что ты не понял. Оказывается твой вариант - правильный”. И чиновник, который до этого делал мне замечание, опять встрял с советом: «Правильно, Рустам, не понимаешь до конца, не соглашайся».

«Теперь все?», спросили меня. Я ответил, что есть еще несколько вопросов насчет аппаратуры и предложил взять в аренду осветительные приборы и звукоусилители у москвичей. Оборудование было очень дорогим. Ислам Абдуганиевич разрешил взять в аренду и сказал, что вскоре мы все купим сами. Нам удалось провести первый праздник, посвященный Дню независимости Республики Узбекистан.

– Я хорошо помню праздники первых лет. Все виды искусств были синтезированы и представлены на сцене в академическом стиле. В результате они стали в каком-то смысле политической вывеской нашей страны. Открывались новые таланты. Я помню песню Гулбахор Эркуловой «Ассалом, узбегим!», которую она спела на первом празднике…

– Да, хоть и много было проведено праздников, но благодаря посвященному Дню независимости праздникам, ставшим поистине народными, появилось много новых талантливых артистов. Стали поводить конкурсы. Эти мероприятия — стимул для дальнейшего развития культуры и искусства нашей страны. Среди участников были балетмейстеры, художники, композиторы, певцы. А на праздник Навруза мы даже пригласили сказителей аскии, дорбозов (канатоходцев) и полвонов.

– Сказители аскии выступали под фонограмму?

– Там был деликатный момент. В то время наш руководитель говорил, что на праздничной сцене аския не нужна. Я пошел в радиокомитет и предложил дать исполнителям темы Навруза, весны. Они будут говорить, а мы запишем. Не подходящее вырежем, остальное — на суд зрителей.

– У аскии свой стиль. Могло же не подойти?

– Тогда мы выбирали самые подходящие, популярные.

– Со временем представления должны были совершенствоваться. Но, по-моему, было наоборот. Если пересмотреть представления последних 10-15 лет, кажется, что они все одинаковые: сначала выходят дети, затем военные, макомисты, оперные исполнители, а в конце, который вы называете «эстрадным блоком», выходят 5-6 исполнителей. После них кто-то исполняет песню про Родину и этим закрывают мероприятие. Почему представление, которое должно было совершенствоваться, вдруг попало под один шаблон?

– Да, я тоже это заметил и хотел изменить ситуацию. Написали другой сценарий и показали ответственному руководителю. Он сказал, что так не пойдет, нужны военные, спортсмены и дети. Сказал, что должна быть система, композиция, и вернул нас на тот же устаревший шаблон. Он не соглашался с нами, хотя мы утверждали, что праздники стали похоже один на другой, что нашей целью было сломать стереотипы и создать новую композицию.

– Извините, конечно, но некоторые праздники стали похожи на домашние мероприятия, исполнялись уличные песни…

– Да, был и такой период. И этому есть свои причины. Например, некоторые артисты стремились попасть на праздничную сцену, использовали своих знакомых. За определенную плату им помогали и руководители сферы культуры и искусства, а также чиновники. Когда выбирали песни, музыку для праздничной программы, некоторые руководители оставляли нужных и выгодных им. Вместо того, чтобы отбирать лучшее, они вносили в программу произведения не очень талантливых артистов. Иногда даже говорили, что это приказ сверху.

– Вы не говорили «В этом доме режиссёр - я»?

– Конечно, всегда так было. Из-за этого по разным причинам меня три раза выгоняли с должности главного режиссера. Услышав об этом, Ислам Абдуганиевич возвращал меня. В любой сфере должен быть человек со своей позицией и принципами,иначе дело не пойдет. Цель - не приобретать врагов, а отлично выполнять возложенные на тебя задачи.

Вы, наверное,знаете, что в последнее время наши представления транслируют в прямом эфире в 60-70 государствах. Многие узнают об Узбекистане благодаря этим праздникам. Был такой случай. В нашем представлении участвовало 12 тысяч человек. Зрителей было 10 тысяч человек. Я спросил у Ислама Абдуганиевича, можно ли немного сократить число участников, потому что с расстояния 300 метров все равно не будет видно. Он запретил сокращать, сказав: «Записи наших праздников я подарю зарубежным руководителям, когда буду у них с визитом. Их отношение к нам в корне изменится в положительную сторону. Посмотрев, они будут восхищаться нашей культурой и искусством. Все это - политика».

– Праздничные представления ко Дню независимости – это прежде всего искусство. Вы говорите, что позже они стали носить политическую направленность. Но по моему, для некоторых они стали интересны с финансовой точки зрения, ведь тратят на празднование миллиарды сумов. Правда, что находились лица, ставшие по этой причине экономическими преступниками?

– Что интересно, денежные средства на основе составленных смет курировал я- как главный режиссер и художественный руководитель. Нужно шить тысячи концертных костюмов, обувь, создавать сценические декорации. Звукоусилители, осветительные приборы - все приобретается за валюту. Потом началось то, о чем вы говорите. Нас не подпускают к финансовым работам, объясняя это тем, что мы ответственны только за творческую часть. Несколько раз я замечал такие махинации. С некоторыми долго боролся. Как выяснилось потом, все это далеко зашло. Некоторых даже посадили. Каждый год государство выделяло новые средства для праздника, потому что готовили новые костюм и декорации.

– А что со старыми?

– Их отдавали организации «Узбекракс», на областные мероприятия. Как оказалось позже, вместо использования их продавали. Ведь все это приобретено за государственные деньги… Об этом можно говорить сколько угодно, один человек сел в тюрьму по вопросу салюта (привез их за две-три цены из-за рубежа). Я только изъявлял нужные требования, а финансисты, снабженцы работали отдельно.Я требовал, чтобы выделенные средства направлялись только на праздник, а мне отвечали, чтобы не беспокоился, что все будет в порядке. Были моменты, когда одно концертное платье стоило 70-80 тысяч сумов, а они покупали его за 200 000. Видите? Замешано было не только непосредственное начальство, но и те, кто «покруче». Я задавался вопросом: «Почему не наказывают непосредственных руководителей?». Оказалось, что они связаны по рукам и ногам с теми, кто «наверху».

– Рустам ака, мы с вами беседуем не каждый день, хочется узнать и о театре. Вы в первую очередь режиссер театра. Театр не может существовать без своего капитана-режиссера. К примеру, возьмем театр, в котором вы работали. Им когда-то руководили крупные режиссеры, такие как Тошхужа Хужаев, Александр Гинзбург. Они воспитали вас и Баходира Юлдашева и оставили после себя. После вас как будто «цепочка поколений» разорвана. Не появилось поколение, которое продолжило бы традиции. Каждый год дипломы получают десятки режиссеров. Но, кажется, что среди них нет таких, которые оставили бы след…

– Когда Александр Осипович Гинзбург пришел в наш театр главным режиссером, он пригласил меня и 5-6 таких, как я, молодых режиссеров, создал школу, творческую лабораторию. К сожалению, после смерти учителя, дело осталось не законченным Давайте посмотрим, кто учит сегодняшних режиссеров. Тот, кто в свое время не смог стать ни режиссером, ни актером? А ведь в мире во всех высших заведениях творческого направления преподают известные люди, профессионалы своего дела. Они принимают определенный курс, обучают, ведут до окончания заведения и наблюдают за последующей деятельностью своих подопечных.

Некоторые из ответственных лиц в сфере культуры и искусства учились в бывшем Ташкентском театрально-художественном институте (ныне Государственный институт искусств и культуры Узбекистана). Но эти люди стали всего лишь руководителями, а не режиссерами.

Кроме того, специалистов этой сферы нужно отправлять учиться в зарубежные учебные заведения.

Сейчас очень много лжи. Большинство поставленных спектаклей лишены художественности. Исчезли критерии добра и зла. Без критических оценок не будет развиваться ни кино, ни театр. У нас даже нет критиков.

Теперь об артистах. Недавно я поставил спектакли «Алишер Навои» в Узбекском Национальном академическом драматическом театре и спектакль «Алла» в Государственном академическом русском драматическом театре Узбекистана. У актеров одна болезнь - их голоса не слышны зрителю даже на третьем ряду. У них нет ни голоса, ни произношения, а большинство не умеет вести себя на сцене. И все это потому, что нет режиссера - человека, который работал бы с ними, предводителя театра и учителя. Таких, если вы заметили,практически нет. Все взаимосвязано.

Покойный Шукур Бурханов говорил: «Рустам, не жалей меня, заставляй работать до седьмого пота». Обратите внимание, это говорил человек, который сыграл 200 ролей, народный артист, известный всему миру корифей сцены. Он не переставал репетировать.Сейчас такого вряд ли встретишь.

Наш Президент Шавкат Мирзиёев начал хорошее дело. К театрам прикрепили спонсоров. Их средства должны направляться на спектакли, творческие процессы, сотрудничество с зарубежными режиссерами и художниками. Цель - создание прекрасных сценических произведений. А у нас что творится? Средства тратятся директорами на ремонт или приобретение кресел. А ведь для этого существуют целевые средства Министерства культуры Республики Узбекистан.

– Благодарю за беседу! Пусть Вас никогда не покидает творческое вдохновение.