French
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
От чего зависят перспективы сотрудничества с ЕАЭС?
16:02 / 2020-12-22

11 декабря на заседании Высшего Евразийского экономического совета, в котором принял участие Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев, было принято единогласное решение о предоставлении Республике Узбекистан статуса наблюдателя при Евразийском экономическом союзе.

В своем выступлении Президент Шавкат Мирзиёев, выразив искреннюю признательность за поддержку заявки Узбекистана на получение статуса наблюдателя, особо отметил растущий международный авторитет организации и широкую географию ее практического сотрудничества с зарубежными странами.

Касательно вопросов, связанных с правовыми аспектами сотрудничества Узбекистана с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) в качестве государства-наблюдателя, мы обратились к заместителю директора Института проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе Республики Узбекистан Дониёру ТУРАЕВУ.

– В конце апреля вы оценили принятое Законодательной палатой решение о сотрудничестве Республики Узбекистан с ЕАЭС в качестве государства-наблюдателя «золотой серединой». Скажите, пожалуйста, что даст нашей стране этот статус?

– Благодарю за вопрос. Действительно, это актуальный вопрос, который волнует многих наших граждан.

28 апреля Законодательная палата Олий Мажлиса приняла постановление о сотрудничестве Республики Узбекистан с Евразийским экономическим союзом в качестве государства-наблюдателя.

Естественно, данное решение послужило поводом для бурных обсуждений и выражений различных мнений относительно перспектив сотрудничества ЕАЭС и Узбекистана в средствах массовой информации и социальных сетях. Ввиду этого важно правильно понимать суть и правовые аспекты этого решения.

Во-первых, одной из основных целей проводимой сегодня в Узбекистане политики реформ и открытости является интеграция нашей страны в мировую экономику. 

Как отметил на заседании Высшего Евразийского экономического совета Президент Шавкат Мирзиёев, в контексте проводимого важного этапа масштабных социально-экономических реформ Узбекистан является приверженным последовательному наращиванию и укреплению торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия со всеми международными партнерами, в том числе развитию диалога с Евразийским экономическим союзом.

Следовательно, сотрудничество с ЕАЭС в качестве государства-наблюдателя поможет Узбекистану укрепить диалог и сотрудничество с государствами-членами EАЭС в сферах, представляющих взаимный интерес.

Во-вторых, сотрудничество с ЕАЭС в качестве государства-наблюдателя не накладывает на Узбекистан каких-либо конкретных правовых обязательств. Статус наблюдателя не накладывает на государство обязательства в будущем стать полноправным членом данной организации.

В-третьих, с учетом нынешнего этапа осуществляемых в нашей стране реформ данное решение Законодательной палаты я оценил «золотой серединой», так как это лучшая возможность «изнутри», всесторонне изучить плюсы и минусы полноправного членства в ЕАЭС.

– Проводятся ли исследования вашим Институтом касательно сотрудничества Узбекистана с ЕАЭС?

– С учетом принятого решения Институт начал работу по изучению правовых последствий сотрудничества нашей страны с ЕАЭС в аспекте вступления Узбекистана во Всемирную торговую организацию (ВТО). 

В настоящее время Институт осуществляет сотрудничество с командой юристов на базе женевских исследовательских организаций – Трейдлаб (Trade Lab) и Центра торгово-экономической интеграции (The Centre for Trade and Economic Integration), в том числе с профессором международного права Женевского института международных исследований Джустом Паулином (Joost Pauwelyn), который является одним из лучших в мире специалистов по международному торговому праву, ВТО и вопросам экономической интеграции, на его работы ссылается Комиссия международного права Генеральной Ассамблеи ООН. В настоящее время готовы предварительные исследовательские выводы, которые собираемся представить палатам Олий Мажлиса. С учетом этих выводов сегодня я могу отметить следующее.

Во-первых, Узбекистан должен активно продолжать имплементировать в законодательство и практику международные стандарты в сфере торговли. Одним словом, мы должны создать у себя условия, позволяющие покупателям товаров и услуг получать качественные и безопасные товары, а предприятиям малого и среднего бизнеса экспортировать свой товар в любую страну. 

Реализация этих задач не должна рассматриваться как достижимая лишь при вступлении страны в региональные экономические интеграционные объединения.

Во-вторых, в эпоху «цифровой экономики» процесс имплементации международных стандартов в торговле не должен длиться десятилетиями. Время требует усиленных действий, особенно в нынешних условиях Узбекистана. Комплексный и системный подход, активные и взвешенные действия наших политиков, мобилизация потенциала экспертных организаций и активное вовлечение в этот процесс кадров, специализирующихся в сфере международной торговли и международного торгового права, позволят успешно реализовать поставленные задачи.

Также в отношении системы подготовки кадров полностью согласен с мнением национальных и зарубежных экспертов о том, что необходимо параллельно осуществляемым мерам совершенствовать систему подготовки специалистов в области международного торгового права и международной торговли. 

В-третьих, поскольку согласно Договору о ЕАЭС деятельность Союза осуществляется с учетом международных стандартов, норм и правил ВТО, Узбекистану нельзя не учитывать уровень соответствия законодательства стран членов ЕАЭС международным стандартам, а также правовые последствия вступления двух категорий государств в ЕАЭС: Армении, Кыргызстана, которые были уже членами ВТО при вступлении в ЕАЭС, и Казахстана, который стал членом ВТО после вступления в ЕАЭС.

Ввиду этого результаты исследования подскажут, что с правовой точки зрения должно быть приоритетным для Узбекистана.

– Что можете сказать о дальнейших перспективах сотрудничества Узбекистана с ЕАЭС? 

– Сегодня наша страна имеет статус наблюдателя в ЕАЭС.

Относительно данного статуса глава нашего государства на заседании Высшего Евразийского экономического совета отметил, что это позволит Узбекистану выйти на качественно новый этап практического и многопланового взаимодействия, глубже и лучше понимать важные процессы, происходящие в рамках объединения.

Сейчас ясно одно – определение перспектив сотрудничества должно основываться на обоснованных выводах, учитывающих в первую очередь национальные интересы и, конечно же, правовые, экономические аспекты и политические последствия. В решении данного вопроса наш парламент должен играть ключевую роль. 

 

 

  УзА