English
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Основные задачи профсоюзов по защите интересов сборщиков хлопка
19:49 / 2020-09-09

Как сообщили в пресс-службе Федерации, в режиме онлайн в семинаре приняли участие специалисты районных советов профсоюза работников агропромышленного комплекса Республики Каракалпакстан и всех областей республики.

Федерацией профсоюзов Узбекистана организован практический онлайн-семинар на тему «Основные задачи профсоюзов по защите социально-экономических интересов и трудовых прав сборщиков при сборе хлопка-сырца и созданию для них достойных условий труда».

Как сообщили в пресс-службе Федерации, в режиме онлайн в семинаре приняли участие специалисты районных советов профсоюза работников агропромышленного комплекса Республики Каракалпакстан и всех областей республики.

В ходе практического семинара был обсужден ряд вопросов о соблюдении требований ратифицированных Республикой Узбекистан конвенций «О принудительном или обязательном труде», «О принудительном труде», «О минимальном возрасте для приема на работу», «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда», а также по заключению трудовых договоров о привлечении сборщиков к сбору хлопка, к членству в профсоюзе и ряд других вопросов.

Как отмечалось, на сегодняшний день Федерацией профсоюзов Узбекистана предпринимаются системные меры в целях ознакомления населения с трудовыми правами граждан, национальными трудовыми стандартами по недопущению принудительного и детского труда, а также правилами конвенций Международной организации труда. На базе Юридической клиники при Федерации профсоюзов Узбекистана функционирует механизм обратной связи с гражданами, в частности, по короткому номеру 1092 граждане могут звонить в Call-Center с обращениями, связанными со сбором хлопка и защитой трудовых прав. В целях непрерывного функционирования механизма обратной связи в Юридической клинике при Федерации профсоюзов Узбекистана организовано круглосуточное дежурство специалистов и действует механизм по немедленному реагированию на поступающие обращения.

Как известно, когда человек занимается каким-либо видом работы не добровольно, это означает возникновение ситуации принудительного труда. Одна из сложностей в преодолении данной проблемы – существование различных форм принудительного труда, не ограниченных одной областью.

Не секрет, что раньше было обыденностью привлекать граждан, в том числе работников сферы образования, здравоохранения, бюджетных организаций, учащихся и студентов к принудительным работам, в частности к благоустройству и озеленению, сельскохозяйственным работам, сбору металлолома и другим видам сезонной работы. В результате системных реформ в сфере социально-трудовых отношений, проводимых в последние годы при сильной политической воле и по инициативе Президента, сегодня осуществляются меры по полному недопущению подобных негативных ситуаций. Государство прилагает серьезные усилия в этом направлении, повышая правовое сознание граждан в сфере труда, обеспечивая общественный контроль, формируя у руководителей уважение к закону и укрепляя правовые знания, тем самым предотвращая принудительный труд.

Возникает вопрос: на какие правовые основы нам следует опираться в искоренении принудительного труда? Прежде всего, как закреплено в статье 37 Конституции Республики Узбекистан, запрещается принудительный труд, кроме как в порядке исполнения наказания по приговору суда, либо в других случаях, предусмотренных законом. А в соответствии со статьей 7 Трудового кодекса Республики Узбекистан принудительный труд, т. е. принуждение к выполнению работы под угрозой применения какого-либо наказания (в том числе в качестве средства поддержания трудовой дисциплины), запрещается.

Следует отметить, что важным практическим шагом в данном направлении стало принятие постановления Кабинета Министров «О дополнительных мерах по искоренению принудительного труда в Республике Узбекистан» от 10 мая 2018 года. В соответствии с постановлением на хокимов областей и города Ташкента, городов и районов, руководителей органов государственного и хозяйственного управления всех уровней возложена задача по оперативному реагированию и пресечению всех видов привлечения граждан к принудительному труду, незамедлительной передаче соответствующей информации в правоохранительные органы для применения мер ответственности по каждому установленному факту использования принудительного труда.

Предусмотрен своевременный и качественный сбор урожая хлопка без потерь, создание на полях необходимых условий для участников сбора, обеспечение достойной оплаты за собранный хлопок, а также внедрение других форм поощрений. На основе широкого освещения данных условий через СМИ и другие средства планируется привлечь население к сбору хлопка на добровольной основе.

Федерацией профсоюзов Узбекистана во время сезона сбора хлопка будет проведена системная работа по осуществлению общественного контроля за созданием для сборщиков хлопка достойных условий труда, обеспечением их качественным питанием, а также представители профсоюзов на местах будут организовывать вступление членов отрядов сборщиков в профсоюзы, предоставляя им возможность реализовывать свое право на коллективные переговоры по защите своих социально-экономических интересов. В результате члены хлопковых отрядов согласно Закону «О профессиональных союзах», Конвенции «О свободе объединений и защите права объединяться в профсоюзы» смогут воспользоваться правом создавать профсоюзную организацию отряда, избирать руководителя профсоюзного отряда и становиться членами профсоюза работников агропромышленного комплекса.

Несомненно, полезным и близким помощником по искоренению случаев принудительного труда станет методическое пособие «Предупреждение рисков принудительного труда», разработанное Федерацией профсоюзов Узбекистана совместно с Министерством занятости и трудовых отношений для государственных и хозяйствующих органов, органов местной власти и негосударственных некоммерческих организаций. Данное пособие распространено среди всех заинтересованных министерств, ведомств и хокимиятов, в нем отражены правовые основы международных трудовых стандартов, регулирующие трудовые отношения в Республике Узбекистан, представлена нормативно-правовая база для недопущения принудительного труда, а также рекомендации по разработке мер по предупреждению рисков принудительного труда.

На семинаре также особо отмечены следующие обязанности руководителей кластеров и фермерских хозяйств:

- обеспечение на полях, где организован сбор хлопка, условий труда, соответствующих требованиям охраны труда;

- предоставление руководителям отрядов и сборщикам, участвующим в сборе урожая хлопка, соответствующих инструкций по охране труда исходя из требований безопасности на хлопковом поле (разъяснение о возможных угрозах на хлопковых полях, а также повышении ответственности должностных лиц);

- определение спальных мест для хлопкоуборочных отрядов, участвующих в сборе урожая, на основании утвержденной дислокации, организация дезинфекции спальных и столовых мест (посредством договоров с районными санитарно-эпидемиологическими центрами);

- контроль за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности лицами, участвующими в сборе хлопка (механизаторы, весовщики, грузчики и другие);

- с целью контроля за здоровьем участников сбора организация в спальных помещениях медицинских пунктов и обеспечение их необходимыми медикаментами.


В конце семинара участникам даны соответствующие рекомендации по организации общественного контроля за созданием достойных условий труда для сборщиков хлопка.