Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Основные направления реформирования сферы высшего образования
22:36 / 2021-06-28

На состоявшемся 16 июня этого года видеоселекторном совещании, посвященном приоритетным задачам системы высшего образования, глава нашего государства остановился на обучении молодежи на уровне мировых стандартов, подготовке ее в качестве высококвалифицированных специалистов, дальнейшем улучшении финансового состояния институтов и университетов, а также систематической материальной поддержке профессоров-преподавателей.

Действительно, благодаря реализуемым масштабным реформам в республике увеличилось количество высших учебных заведений с 65 до 117, количество квот приема — с 66 тысяч до 181 тысячи, укрепляется материально-техническая база. В рамках совместных с вузами зарубежных стран образовательных программ налажена подготовка специалистов по 64 новым специальностям, заработная плата профессоров-преподавателей выросла в среднем в 3,5 раза.

Вместе с тем говорилось о том, что в системе высшего образования все еще не наблюдается качественных изменений, подготовка кадров на основе рыночной конъюнктуры остается вне поля зрения Министерства высшего и среднего специального образования, ректоров.

В частности, из 815 направлений по подготовке кадров в республике 55 процентов не отвечают профессиональным квалификационным требованиям, почти по 2 тысячам дисциплин отсутствуют учебники, учебные программы морально устарели, наблюдаются случаи коррупции.

Глава нашего государства уделил внимание усилению роли управляющих советов вузов, адаптации учебного процесса к рыночным требованиям, расширению полномочий кафедр, обеспечению взаимосвязи с производством. Вместе с тем определены цели и задачи по созданию среды для работы студентов над собой, повышению научного потенциала вузов, развитию науки и инноваций, путем цифровизации сферы - по сокращению бумажной волокиты, резкому сокращению бюрократии и коррупции.

Отмечалось, что для успешного выполнения этих задач вузам предоставляется право принятия самостоятельного решения по академическому и организационном управлению. При этом вузы получат право внедрять в учебный процесс программные предметы, самостоятельно определять учебные планы и литературу, учебную нагрузку профессоров-преподавателей и формы обучения.

В этой системе деятельность кафедр, их научный потенциал будут оцениваться по показателям привлечения кадров к научной деятельности на селекционной основе.

Как отмечалось, имеется большой разрыв между направлениями образования и рынком труда, в результате остаются вакантными места, требующие высшего образования: в сфере услуг - 40 тысяч, в промышленности - 38 тысяч, сфере строительства - 12 тысяч, сельском хозяйстве - 10 тысяч, сфере связи и информационных технологий - 4 тысячи. Выпускники не удовлетворяют этот спрос ни по количеству, ни по квалификации.

Сегодняшние образовательные стандарты системы высшего образования морально устарели, несмотря на то, что за последнее время они дважды пересматривались, однако не были адаптированы к требованиям рынка труда и отраслей экономики, а скорее соотносились с требованиями профессоров-преподавателей. Поэтому иногда студенты бывают вынуждены заниматься по не относящимся к их направлению предметам.

На совещании были даны поручения Министерству высшего и среднего специального образования по утверждению образовательных направлений и списка профессий, подготовке учебников и учебных пособий, привлечению к управлению вузами квалифицированных специалистов.

Для решения имеющихся проблем требованием времени является пересмотр организационно-правовых основ системы высшего образования в соответствии с международными нормами, обеспечение ее интеграции с рынком труда, создание образовательного классификатора и нового поколения учебников.

В этой связи были разработаны меры для совершенствования системы обеспечения вузов учебной литературой нового поколения, увеличения количества студентов, внедрения современных форм определения учебной нагрузки профессоров-преподавателей и организации учебного процесса, а также обеспечения занятия вузами достойного места в международном рейтинге.

Центром исследований развития высшего образования и внедрения передовых технологий при Министерстве высшего и среднего специального образования разработаны меры по обеспечению исполнения вышеперечисленных задач до начала 2021/2022 учебного года. Министерством и ведущими вузами начата работа в данном направлении.

Несомненно, исполнение намеченных задач с 2021/2022 учебного года выведет качество и показатели высшего образования на новый уровень.

Музаффар ЭСОНОВ,
заместитель директора Центра исследований 

развития высшего образования и внедрения передовых технологий.

УзА