Эксперты Института макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ) проанализировали опыт Китая в сфере реформирования железнодорожного сектора.
В 1949 году Китай имел только 22000 км плохо обслуживаемых и поврежденных в результате войн железных дорог, из которых менее 1000 км были двухколейными, а электрифицированные железные дороги практически отсутствовали.
К настоящему времени правительство Китая более чем в пять раз расширило железнодорожную сеть страны и внесло значительные изменения в качество и потенциал железнодорожного сектора. Китай занимает уверенное первое место в мире по протяженности высокоскоростных железнодорожных магистралей. Реформа в данном секторе стала уникальным примером повышения качества работы и эффективности отрасли за счет централизованного управления и финансирования на основе государственной программы расширения сети.
Таким образом, главным отличием проводимых в Китае реформ является ведущая и главенствующая роль государственного сектора.
До 2013 года надзор за отраслью осуществлялся Министерством путей сообщения, определявшим направления стратегии и политики железнодорожного сектора. В 2013 году Государственный совет распустил данное министерство, отделив стратегические и регулирующие функции от коммерческих. При этом даже после реформы привлечение частного сектора применяется как вспомогательный инструмент для достижения общих целей развития.
Ключевые моменты реформ включали следующее:
- Четкое разделение функций и обязанностей между управляющими организациями (Министерство транспорта КНР – планирование и развитие транспортного сектора в целом. Государственная железнодорожная администрация – принятие и контроль за соблюдением технических стандартов и стандартов безопасности. Китайская железнодорожная корпорация – коммерческая эксплуатация железной дороги. 18 региональных железнодорожных органов – функционирование поездов и состояние инфраструктуры в регионе);
- Правительство приняло ряд мер, направленных на повышение эффективности железных дорог за счет ужесточения стандартов работы и улучшения качества услуг;
- Cоздание конкуренции в отрасли. На сегодняшний день в секторе железных дорог функционирует ряд компаний, включая Hochtief, China Communications Construction, CRRC and Transwind Infrastructures;
- Привлечение частного капитала. Китай разрешил частным компаниям инвестировать в железнодорожную инфраструктуру и эксплуатировать собственные поезда. Более того, в 2022 году Китай запустил первый проект высокоскоростной железной дороги под управлением частного капитала. Проект стоимостью 44,9 млрд юаней (7,1 млрд долл. США) был основан на государственно-частном партнерстве, в котором доля частного сектора составила 51 процент.
Таким образом, реформа железнодорожной отрасли в Китае в 2013 году позволила решить такие системные проблемы, как слабая эффективность и высокие долги, а также создала фундамент для перехода отрасли к функционированию в условиях конкурентной среды и привлечению частного капитала.
УзА