Spanish
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Опыт Китая по реформированию железнодорожного сектора
12:20 / 2023-07-25

Эксперты Института макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ) проанализировали опыт Китая в сфере реформирования железнодорожного сектора.

В 1949 году Китай имел только 22000 км плохо обслуживаемых и поврежденных в результате войн железных дорог, из которых менее 1000 км были двухколейными, а электрифицированные железные дороги практически отсутствовали. 

К настоящему времени правительство Китая более чем в пять раз расширило железнодорожную сеть страны и внесло значительные изменения в качество и потенциал железнодорожного сектора. Китай занимает уверенное первое место в мире по протяженности высокоскоростных железнодорожных магистралей. Реформа в данном секторе стала уникальным примером повышения качества работы и эффективности отрасли за счет централизованного управления и финансирования на основе государственной программы расширения сети. 

Таким образом, главным отличием проводимых в Китае реформ является ведущая и главенствующая роль государственного сектора. 

До 2013 года надзор за отраслью осуществлялся Министерством путей сообщения, определявшим направления стратегии и политики железнодорожного сектора. В 2013 году Государственный совет распустил данное министерство, отделив стратегические и регулирующие функции от коммерческих. При этом даже после реформы привлечение частного сектора применяется как вспомогательный инструмент для достижения общих целей развития. 

Ключевые моменты реформ включали следующее: 

- Четкое разделение функций и обязанностей между управляющими организациями (Министерство транспорта КНР – планирование и развитие транспортного сектора в целом.  Государственная железнодорожная администрация – принятие и контроль за соблюдением технических стандартов и стандартов безопасности. Китайская железнодорожная корпорация – коммерческая эксплуатация железной дороги.  18 региональных железнодорожных органов – функционирование поездов и состояние инфраструктуры в регионе); 

- Правительство приняло ряд мер, направленных на повышение эффективности железных дорог за счет ужесточения стандартов работы и улучшения качества услуг; 

- Cоздание конкуренции в отрасли. На сегодняшний день в секторе железных дорог функционирует ряд компаний, включая Hochtief, China Communications Construction, CRRC and Transwind Infrastructures; 

- Привлечение частного капитала. Китай разрешил частным компаниям инвестировать в железнодорожную инфраструктуру и эксплуатировать собственные поезда. Более того, в 2022 году Китай запустил первый проект высокоскоростной железной дороги под управлением частного капитала. Проект стоимостью 44,9 млрд юаней (7,1 млрд долл. США) был основан на государственно-частном партнерстве, в котором доля частного сектора составила 51 процент. 

Таким образом, реформа железнодорожной отрасли в Китае в 2013 году позволила решить такие системные проблемы, как слабая эффективность и высокие долги, а также создала фундамент для перехода отрасли к функционированию в условиях конкурентной среды и привлечению частного капитала.

УзА