Сохранение чистоты окружающей среды становится одной из самых актуальных задач современности. Поскольку в последние годы значительно увеличивается количество автомобилей и других транспортных средств, растет и объем выделяемых ими различных выбросов, содержащих около 200 токсичных веществ, загрязняющих атмосферу. Помимо того, двигатель одного автомобиля потребляет столько кислорода, сколько его вдыхают 20-30 человек в год.
В такой напряженной ситуации необходимо незамедлительно расширять использование электромобилей и запускать их производство.
Эксплуатационные расходы на электромобили в 10 раз ниже, чем у обычного автомобиля, а ущерб природе - в 3 раза меньше. Кроме того, по мнению экспертов, электромобили считаются безопасными. У всех есть радары, сенсоры, камеры. Они намного экономичнее обычных машин, к ним не относятся такие понятия, как кончился бензин или масло, нужно прогреть двигатель.Использование таких транспортных средств увеличивается во многих развитых странах.
Отрадно, что и в Узбекистане растет спрос на электромобили. Например, за 9 месяцев текущего года импорт электромобилей увеличился в 3 раза по сравнению с прошлым годом (1,6 тысячи). Сегодня по Ташкенту курсируют 20 электробусов. В следующем году планируется ввоз еще 200 электробусов в столицу и 100 электробусов – в Самарканд. В будущем ежегодный спрос на электромобили достигнет 30 тысяч, появится рынок стоимостью 1 миллиард долларов.
В Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы поставлена цель перехода к зеленой экономике, включая производство электромобилей, в связи с этим реализуются определенные меры.
10 октября текущего года Президент Шавкат Мирзиёев, знакомясь с презентацией проекта по развитию электромобильной отрасли и расширению обслуживания электромобилей, определил ряд задач в данном направлении. В частности, поручено запустить проекты по выпуску электромобилей. Было отмечено, что 30 процентов себестоимости электромобиля составляют аккумуляторы, 10 процентов - электропередатчики. В ходе презентации перечислены возможности для производства таких частей в нашей стране с использованием имеющихся запасов лития, меди и графита.
Также было определено, что часть процентов по кредиту, полученному на покупку местного электромобиля, будет возмещена. Отмечено, что необходимо наладить движение электробусов в других городах, кроме Ташкента и Самарканда. Поставлена задача установить в ближайшие два года 2 тысячи зарядных станций, в том числе не менее 500 зарядных станций - на международных и автомобильных дорогах. На эти станции распространяется освобождение от налога на землю, имущество и прибыль. Предпринимателям предоставлено право продавать электроэнергию по свободной цене через зарядные станции.
По статистическим данным на каждые 20 электромобилей в мире приходится одна зарядная станция. В нашей стране таких станций всего 50, они расположены в основном в Ташкенте и Самарканде. Это означает, что на каждые 100 автомобилей приходится 1 станция. В связи с этим особого внимания заслуживает создание двух тысяч зарядных станций и применение в их отношении налоговых льгот.
— Производство электромобилей является перспективной отраслью и, несомненно, станет настоящим драйвером экономики в ближайшие годы, — говорит представитель АО «Узавтосаноат» Комилжон Туляганов. — Использование электромобилей обеспечивает чистоту окружающей среды. Кроме того, стоимость использования электромобиля в 10 раз меньше, чем у обычного автомобиля, затраты на обслуживание меньше на 30 процентов. Например, обычный автомобиль на 100 километров использует бензин на 52 000 сумов, а электромобиль требует электроэнергию на 6 000 сумов.
Электромобили, ввозимые в Узбекистан, освобождаются от уплаты таможенных пошлин, акцизов и сборов. На сегодняшний день на рынке Узбекистана представлено около 5000 автомобилей на новых источниках энергии (электромобили и гибридные автомобили), большая часть которых импортируется из Китайской Народной Республики.
Если учитывать 26-летний опыт АО «Узавтосаноат» и условия, созданные государством, то у нас есть все возможности для производства электромобилей, необходимые ресурсы для локализации комплектующих для них. В целом есть возможность постепенно повысить уровень локализации производства до 65 процентов с учетом комплектующих, которые уже выпускаются в нашей стране, - говорит КомилжонТуляганов. - АО «Узавтосаноат» сотрудничает с компанией BYD, крупным производителем электромобилей в Китае. Представители компании изучают потенциал местного рынка. В нашей стране для них создается соответствующая инфраструктура.
Количество зарядных станций можно увеличить, организовав их на стоянках, АГНКС и АЗС, во вновь строящихся зданиях и объектах общественного пользования. Кроме того, производство зарядных станций можно осуществить путем локализации. В целом нашим акционерным обществом проводится соответствующая работа по определенным главой государства вопросам в этой сфере.
Одним из важных вопросов является подготовка специалистов. Эта отрасль требует 10 тысяч высококвалифицированных специалистов, то есть 2 тысяч специалистов по производству электромобилей и 8 тысяч специалистов по обслуживанию и зарядным станциям. В связи с этим в Туринском политехническом университете в Ташкенте будет создана научная лаборатория по электромобилям, а профессоров и специалистов направят для обучения в Китай, Германию, США и Корею.
Следует признать, что такие усилия послужат развитию электромобильной отрасли в нашей стране, популяризации электромобилей и сферы их обслуживания. В конечном итоге это приведет к снижению количества токсичных газов, выбрасываемых автомобилями в атмосферу.
Мухтарама Комилова, УзА