Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Одилжон НАЗАРОВ: «Модернизация железнодорожной сети Германии – важный шаг в достижении климатической нейтральности»
21:03 / 2023-08-21

В реформировании железнодорожной отрасли нашей страны наряду с современными требованиями важно изучение зарубежного опыта. Институт макроэкономических и региональных исследований играет определенную роль в анализе, изучении и внесении предложений в этой области.

Недавно специалисты данного научного учреждения изучили опыт Германии в реформировании железнодорожной отрасли. Основной акцент был сделан на историческом этапе в сфере, текущих проблемах и результатах на следующий год.

Об этом корреспонденту УзА рассказал старший научный сотрудник  ИМРИ Одилжон Назаров:

– Во-первых, каждая страна имеет многолетний опыт работы в железнодорожной отрасли. Работа, выполняемая в системе, напрямую связана со спросом и предложением. Сегодня сектор развивается во всех странах мира, и рост потребности открывает широкий путь для реформ.

Давайте сосредоточимся на работе по реформе железнодорожного сектора, проделанной в Германии. До 1994 года немецкими железными дорогами управляли Deutsche Bundesbahn и Deutsche Reichsbahn.

Хотя федеральное правительство ежегодно платит около 7 миллиардов евро по обязательствам государственной службы, убытки Deutsche Bundesbahn в начале 1990-х годов составили 25,5 миллиарда евро. Более того, с середины 50-х годов эта компания потеряла значительную часть своей доли на транспортном рынке. С 1960 по 1990 ее доля в пассажирских перевозках снизилась с 36 до 6,1 процента, грузовых – с 56 до 20,5процента.

Эти причины способствовали началу реформ в железнодорожной отрасли страны в 1994 году. В результате был создан свободный доступ к железнодорожной инфраструктуре для всех операторов. Пригородные маршруты были переданы местным властям, и на эти цели были выделены необходимые субсидии.

Основными причинами реформ стали низкая эффективность железнодорожной отрасли и неготовность мощностей в условиях ожидаемого увеличения объемов грузоперевозок, а также слабая финансовая стабильность управляющей компании, вызванная накопившимися задолженностями и снижением доли в сфере пассажирских и грузовых перевозок.

Что было сделано для реформирования отрасли? Во-первых, Deutsche Bundesbahn и Deutsche Reichsbahn были приватизированы и объединены в структуре Deutsche Bahn AG. Во-вторых, инфраструктурные и сервисные компании были разделены для повышения конкуренции на рынке железнодорожных перевозок. Также были привлечены частные инвесторы для развития инфраструктуры и запуска новых видов услуг.  

В результате повысилось качество и оперативность обслуживания, снизились транспортные расходы. В частности, с 1994 по 2012 год объем грузовых перевозок увеличился на 58 процентов, а объем пассажирских перевозок – на 36 процентов. Прирост в секторе пассажирских перевозок достигнут в основном за счет внутренних перевозок (+56 процентов), количество пользователей поездами дальнего следования увеличилось на 7 процентов.

В целом железнодорожные реформы Германии считаются успешными и могут служить примером для других стран.

Вовлечение частных операторов в сеть, состоящую из вагонов и локомотивов, – другой аспект управления железнодорожной отраслью в Германии сегодня. Только инфраструктура находится под контролем государства, что обеспечивает равноправное ее использование всеми участниками рынка.  

Однако, в связи с долгим отсутствием финансирования железнодорожная инфраструктура Германии сейчас нуждается в срочной модернизации. По сравнению с 1994 годом протяженность железнодорожной сети сократилась почти на 20 процентов.  

Deutsche Bundesbahn и правительство предпринимают ряд мер для преодоления инфраструктурных проблем. Например, в марте 2023 года Кабинет  Министров  Германии обязался инвестировать в компанию 45 миллиардов евро в течение 4 лет. Оживление и модернизация железнодорожной сети в настоящее время является ключевым направлением плана по достижению климатической нейтральности к 2045 году.

Записала Насиба Зиёдуллаева, 
корр. УзА.