Конституция в новой редакции служит политико-правовой основой реализации новой стратегии Узбекистана, определению приоритетных направлений дальнейшего развития государства и общества.
Она является жизненно важной необходимостью для Узбекистана.
Безусловно потребовалось обеспечить конституционную защиту необратимости наших успехов, достигнутых за последние шесть лет, снятия сотен ограничений в области экономики, прав человека, правосудия, свободы слова и вероисповедания, социальной защиты, решения проблем в вопросах наличных денег, валюты, кредита, налаживания добрососедских отношений с соседними странами и других положительных шагов и закрепить в Конституции эти достижения, чтобы ими могли воспользоваться не только нынешнее поколение, но и будущие. В обновленной Конституции количество статей увеличилось со 128 действующих до 155, а количество норм - со 275 до 434. Текст нашего Основного Закона был увеличен почти на 65 процентов и обновлен на основе предложений нашего народа.
Предложение статьи 1 «Узбекистан – суверенная демократическая республика» в нашей обновленной Конституции заменено нормой «Узбекистан — суверенное, демократическое, правовое, социальное и светское государство с республиканской формой правления». В Узбекистане укрепился принцип правового государства, теперь все процессы строятся на правовых основаниях, государственные служащие обязаны мыслить в рамках права, смотреть на все вопросы с правовой точки зрения. В правовом государстве все граждане равны перед законом, высшие органы государственной власти также подчиняются законам и обеспечивают обязательное исполнение законов.
Узбекистан, провозгласив себя социальным государством, обязуется создать каждому гражданину условия для достойной жизни. Это - распределение имеющихся ресурсов на основе принципов социальной справедливости, предотвращение вспышек сильной стратификации в обществе, гарантия качественного образования и медицины даже для самых уязвимых слоев населения, функционирование эффективных программ социальной защиты, поддержка граждан с ограниченными возможностями и нуждающихся в помощи, справедливое трудовое законодательство и привлекательная пенсионная система. Проще говоря, даже дети из самых бедных семей должны иметь возможность расти здоровыми, получать хорошее образование и достигать благосостояния.
В светском государстве государство и религия отделены друг от друга. Государство относится ко всем одинаково, независимо от религиозных убеждений, занимает нейтральную позицию в вопросах религии. Статья 154 Конституции определяет, что: «Положения статьи 1 настоящей Конституции и части второй настоящей статьи не могут быть пересмотрены». Другими словами, эта норма означает, что Узбекистан никогда не откажется от демократии, привержен правовой государственности, не станет монархией или Исламской Республикой.
Еще одним важным изменением в нашей обновленной Конституции в соответствии со статьей 15 является то, что в Республике Узбекистан признается безусловное верховенство Конституции и законов Республики Узбекистан, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и образует основу единого правового пространства на всей территории страны.
Прямое действие Конституции позволяет гражданам вести дела, основанные не только на законах, но и непосредственно на конституционных нормах, обращаться в суд. Еще одно важное изменение в Конституции: «Все противоречия и неясности в законодательстве, возникающие во взаимоотношениях человека с государственными органами, толкуются в пользу человека». При возникновении конфликта по вопросам, которые четко не прописаны в законодательстве, вопрос решается в пользу человека, а не государства. Кроме того, ситуация должна быть разрешена в пользу гражданина даже в том случае, если допущена ошибка со стороны государственных органов при ведении документов, например, при назначении пенсии, если соответствующие документы не найдены в базе, а также при возникновении неопределенности.
Примечательно, что в Конституцию добавлена статья об учителях. Она состоит из двух пунктов: «В Республике Узбекистан труд учителя признается основой развития общества и государства, формирования и воспитания здорового, гармонично развитого поколения, сохранения и приумножения духовного и культурного потенциала народа» и «Государство заботится о защите чести и достоинства учителей, их социальном и материальном благополучии, профессиональном росте». Таким образом, учителя стали единственными представителями профессии, которые не были представлены в области права, но были отдельно упомянуты Основном Законе.
Внесены нормы в области формирования активного гражданского общества, дальнейшего развития института общественного контроля наряду с другими важными сферами и приоритетными направлениями нашей жизни. Целью этого, несомненно, является продолжение политики открытости в нашей стране. Прежде всего следует отметить, что в нашу Конституцию впервые была включена отдельная глава, посвященная институтам гражданского общества. Глава XIII Конституции в новой редакции получила название "Институты гражданского общества".
Согласно статье 69 Конституции «Институты гражданского общества, в том числе общественные объединения и другие негосударственные некоммерческие организации, органы самоуправления граждан, средства массовой информации образуют основу гражданского общества. Деятельность институтов гражданского общества осуществляется в соответствии с законом».
Благодаря обновленной Конституции юридически закреплены честь и достоинство каждого человека, страна является гуманным, демократическим, правовым, социальным и светским государством. Конституция Узбекистана, разработанная под авторством нашего народа, послужит развитию страны, повышению уровня жизни граждан.
Дилбархон Мамаджанова,
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
УзА