English
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Обновленная Конституция – новый исторический этап развития страны
21:54 / 2023-04-03

Интервью профессора Ибрагима Мавланова, руководителя Центра экономической дипломатии Института перспективных международных исследований УМЭД, доктора экономических наук.

– В Узбекистане идет активная подготовка к важному событию – референдуму по новой Конституции. Ибрагим Раджабович, что, по вашему мнению, означает для Узбекистана это событие?

Проведение референдума и принятие новой Конституции Узбекистана, обновленной на 65 процентов, будет означать, что Узбекистан вступил в свой новый исторический и поворотный этап развития. Такое всеобъемлющее обновление Основного Закона свидетельствует о прочном правовом и экономическом фундаменте успехов страны в последние шесть лет, а также о важнейших рубежах, достигнутых за годы независимости.

Старшему поколению Узбекистана известно, что действующая Конституция была принята в сложный исторический период, когда сама целостность государства испытывала турбулентное воздействие внутриполитических и внешнеполитических факторов. Благодаря принятой в 1992 году Конституции Узбекистан сохранил главное: мир, стабильность и спокойствие.

Конституция страны заложила правовой фундамент ее независимого общественно-политического, социально-экономического, гуманитарного развития, определила суть и цели вновь строящегося государства. ВУзбекистане был создан и значительно укрепился институт парламентаризма, сформирован и успешно функционирует двухпалатный парламент, осуществляются эффективное взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти, поэтапная реализация масштабных демократических, судебно-правовых реформ. Всем нам известно, что со времени принятия действующей Конституции поправки в нее вносились 16 раз, что способствовало развитию страны. 

Вместе с тем интенсивный процесс начатых в 2016 году государственных, политических, экономических и правовых реформ, возглавляемых и вдохновляемых Президентом Ш.М. Мирзиёевым, создал объективную необходимость проведения нынешней конституционной реформы. Эта объективная необходимость опирается на закономерный этап практической реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах и важность решения кардинально новых целей и задач развития страны, поставленных главой государства в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы. 

Выступая на церемонии инаугурации 6 ноября 2021 года, глава государства подчеркнул, что проведение конституционной реформы в стране «востребовано самой жизнью и продиктовано логикой наших преобразований». Эту мысль лидер Узбекистана развил в поздравлении по случаю Дня Конституции 8 декабря прошлого года, отметив, что конституционная реформа «продиктована сутью и логикой Стратегии развития Нового Узбекистана, пожеланиями и предложениями нашего народа». 

По его глубокому убеждению, «защита человека, его жизни, прав, свобод, законных интересов, чести и достоинства личности как высшей ценности находится в центре наших конституционных реформ». Президент особо отметил, что «обновленный Основной Закон станет поистине народной Конституцией», так как «в этом процессе обязательно будут учтены предложения, мнения и пожелания, высказанные людьми разных профессий и социального положения».

Мы видим, что по инициативе Президента Узбекистана создана широкая правовая основа для обеспечения дальнейшей модернизации системы государственной власти и управления, либерализации экономики, демократизации судебно-правовой системы, повышения уровня социальной защиты и улучшения благосостояния населения. Только за последние шесть лет внесено 32 изменения в 21 статью Конституции, принято 77 законов, 32 указа и постановления Президента, 57 постановлений правительства и 38 других нормативно-правовых документов. Международный рейтинг нашей страны в сфере верховенства закона поднялся на несколько позиций. Все это свидетельствует о том, что за прошедший короткий период политико-правовая, социально-экономическая и культурно-духовная жизнь нашей страны кардинально изменилась. 

 При подготовке к референдуму велась активная работа по организации сбора предложений и мнений общественности, экспертов и населения страны, а также их обсуждение на различных уровнях. Охарактеризуйте, пожалуйста, этот процесс.

– На мой взгляд, особенно важно подчеркнуть, что проведен колоссальный объем организационной и аналитической работы юристов, экономистов, политологов и других экспертов не просто с поступившими предложениями, но предложениями с учетом преобразований и реформ, произошедших в стране за последние 5–6 лет. Нисколько не сомневаюсь, что каждое предложение, направленное в Конституционную комиссию, было детально рассмотрено на основе принципа прозрачности, и это позволяет называть обновляемую Конституцию подлинно народной.

Реформы последних лет в нашей стране ярко продемонстрировали, насколько жизненна идея главы государства, что народ – автор закона. Здесь я бы обратил особое внимание на следующее. Конечно, поправки в действующую Конституцию можно было бы внести и без референдума двумя третями голосов обеих палат Олий Мажлиса, однако Президент предложил провести национальный референдум. Факт подключения к этому процессу всего народа страны демонстрирует внимательное отношение главы государства к своим гражданам, их мнению, пожеланиям. Именно в общении с народом лидер нашей страны черпает энергетику и вдохновение, которые дают ему силы и мужество в проведении колоссальных и кардинальных реформ, в том числе в отношении Конституции. В этой связи вспоминается выступление Шавката Мирзиёева на торжественной церемонии вступления в должность Президента  Республики Узбекистан на совместном заседании палат Олий Мажлиса 14 декабря 2016 года, где он заявил: «Своей важнейшей, приоритетной задачей я считаю принятие конкретных мер, направленных на развитие постоянного диалога с населением, изучение и претворение в жизнь его законных требований, запросов и предложений».

Именно этот факт еще раз подтверждает направленность всей деятельности главы государства на интересы человека.

Примером этому служит и то, что поступило тысячи предложений по внесению изменений и дополнений в Конституцию от широкой общественности: учителей, предпринимателей, фермеров, представителей институтов гражданского общества, национальных культурных центров, политических партий, населения махаллей, правоохранительных органов, общественных организаций, представителей экспертных и научных кругов Узбекистана. Как результат, при всенародном обсуждении проекта Конституционного закона поступило свыше 220 тысяч предложений по его совершенствованию. 

Народ страны сам, посредством своих предложений, раскрывает проблемы и дает практические рекомендации по всем направлениям развития Узбекистана. Материалы такой объективной реальности служили и будут служить в дальнейшем огромным фактологическим капиталом для прикладных и фундаментальных исследований не только конституционной реформы, но и модернизации многих сфер экономики нашей страны.

Следует также отметить, что проект обновленной Конституции прошел и  зарубежную экспертизу со стороны международных специалистов, аналитических центров развитых стран и влиятельных организаций. Материалы зарубежных публикаций свидетельствуют, что ведущие аналитические центры и исследовательские институты с большим интересом наблюдают за развитием независимого Узбекистана, размещают на своих электронных порталах материалы об общественно-политических и социально-экономических процессах, происходящих в нашей стране. 

Успешные результаты широкомасштабных реформ, произошедших в республике за последние шесть лет, широко признаются зарубежными официальными кругами. Предметом особого внимания представителей государственных деятелей и политиков является глубоко продуманная долгосрочная программа реформирования, демократизации и либерализации нашего общества, кардинальных структурных преобразований и модернизации страны.

Иностранные эксперты отмечают демократичность и гуманность проекта обновленной Конституции, закрепившего основополагающие общечеловеческие ценности и демократические принципы в соответствии с передовыми международными стандартами. 

В ходе подготовки проекта Конституционного закона были тщательно проанализированы более 400 международных документов, принятых ООН, ОБСЕ, ШОС, ЕС, Организацией тюркских государств и другими международными структурами, конституции почти 190 стран. Все это подтверждает тщательность процесса подготовки проекта обновленной Конституции.

Материалы публикаций национальных и зарубежных экспертов в стране и за рубежом показывают, что обновляемая Конституция и предстоящий референдум объединяют все общество вокруг идеи построения Нового Узбекистана. Мы можем с уверенностью сказать, что обновленная Конституция Узбекистана вобрала в себя самые современные демократические ценности, результаты глубокого анализа международной практики конституционного строительства развитых демократических государств и Узбекистана. Основной Закон, разработанный на основе опыта конституционных реформ в стране и передового мирового конституционного опыта, национальных традиций и менталитета узбекского народа, закрепил его демократический выбор. Это обсуждение стало поистине всенародным не только по форме, но и по содержанию.

– Ибрагим Раджабович, в начале нашей беседы вы отметили, что Узбекистан вступил в свой новый исторический и поворотный этап развития. Не могли бы вы разъяснить, какие важные задачи в этой связи ставит обновленная Конституция?

– Полагаю, что кардинальный разворот страны на новые рельсы реформ Президент Узбекистана обозначил еще 14 января 2017 года, выступая на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2016 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2017 год. Затем последовало принятие «Стратегии действий  по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах», реализация которой заложила прочный фундамент трансформации реформ в стране. Была проведена либерализация валютного рынка, налоговая реформа, усилились защита частной собственности и поддержка предпринимательства, произошли структурные изменения в экономике, ускорилось развитие регионов.

Опустим здесь цифры, они хорошо известны по другим источникам. Реформы позволили усилить социальную защиту граждан и углубить борьбу с бедностью, значительно снизить уровень безработицы, повысить доходы населения, улучшить условия жизни людей. В ходе этого процесса глава государства отчетливо высказывал  понимание того, что турбулентная ситуация мировых событий и состояние экономики страны требовали кардинальных перемен.

За пять лет реализации Стратегии действий Президент страны развернул масштабную деятельность: привел в движение структуру государственной власти, мобилизовал механизмы предпринимательства, встряхнул и разбудил заснувших, вдохновил безразличных.

Ежегодно и неоднократно посещая регионы (области и районы), в корне изменил работу органов на местах, целиком и полностью преобразовал отношение людей к реформам. Именно этот пятилетний период реформ позволил Узбекистану, преодолевая угрозы, вызовы, пандемию и другие внутренние и внешние проблемы, крепко встать на новые экономические рельсы и подготовить страну к новому этапу развития.

Поворотный этап развития страны был обозначен главой государства в ходе торжественной церемонии вступления в должность 6 ноября 2021 года, где он заявил, что «все свои силы и потенциал мы направим на достижение нашей общей великой цели – построение Нового Узбекистана». Началом реализации этого поворотного этапа стала Стратегия развития Нового Узбекистана, а проведение конституционной реформы – историческим фактором. Исторический фактор заключается и в том, что в обновленной Конституции главой государства было предложено закрепить в качестве конституционной нормы принцип «Новый Узбекистан – социальное государство».

Именно социальная направленность возложит на государство огромные исторические задачи. В Конституции предусмотрено, что государство возьмет на себя ряд новых обязательств по сокращению бедности, обеспечению занятости и защите от безработицы. В целом, как отмечается, нормы, содержащие социальные обязательства государства, увеличиваются втрое. Впервые на государство возлагается обязательство принимать меры по повышению качества жизни социально нуждающихся категорий населения, созданию условий для полноценного участия людей с инвалидностью в жизни общества и государства, оказанию им помощи в трудоустройстве и получении образования, что является ярким выражением принципа социального государства. Закрепление в Конституции права каждого гражданина на жилье и поощрение государством жилищного строительства обеспечивает прочную основу для достижения этих целей. 

Появление в обновленной Конституции отдельной главы о молодежи является ярким свидетельством того, что молодежная политика – один из приоритетов Нового Узбекистана. В этой связи уместно вспомнить слова Шавката Мирзиёева на церемонии вступления в должность Президента  14 декабря 2016 года, где он заявлял, что «мы неуклонно и решительно продолжим государственную молодежную политику» и «поднимем ее на еще более высокий уровень в соответствии с требованиями сегодняшнего дня». 

Это было более шести лет назад, а сегодня этот вопрос уже включен в обновленную Конституцию. Данный исторический факт убедительно свидетельствует о том, что глава государства последовательно реализует свои обещания, причем не только эти, данные при вступлении в должность Президента.

Выполнение намеченных целей и задач, исходящих из социально ориентированной обновленной Конституции, потребует расширения программ поддержки населения и значительных средств из бюджета. Все это вызовет необходимость, соответственно, обеспечения не просто стабильно высоких темпов роста отраслей экономики, но и экономического прорыва.

В Стратегии развития Нового Узбекистана определены многие цели и задачи, в числе которых увеличение к 2030 году ВВП на душу населения в 1,6 раза, а доходов – до более 4 тысяч долларов и вхождение в число «стран с доходами выше среднего». Стимулирующие меры по развитию промышленности и сферы услуг, озвученные в предыдущем Послании Президента, дали свои плоды – ВВП Узбекистана за 2022 год впервые в своей истории превысил 80 миллиардов долларов при получении 8 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций. Другие экономические показатели также свидетельствуют, что Узбекистан наращивает темпы развития.

Обновленная Конституция, думаю, потребует также обновленной стратегии развития, а может, и новых концепций развития многих отраслей. Например, в Стратегии развития Нового Узбекистана определено «дальнейшее повышение экспортного потенциала и доведение объемов экспорта республики в 2026 году до 30 миллиардов долларов».

За 2022 год объем экспорта Узбекистана превысил 19 миллиардов долларов. Учитывая темпы роста экспорта и ставящиеся обновленной Конституцией задачи, в 2026 году было бы возможным удвоение объема экспорта Узбекистана, то есть доведение этого показателя до 40 миллиардов, а к 2030 году – до 80 миллиардов долларов. Это способствовало бы значительному притоку средств в бюджет на социальные нужды, созданию рабочих мест, увеличению доли экспорта Узбекистана в мировой экспортной структуре. Да, это очень сложная, но вполне реальная для Узбекистана задача. Обновление других целевых показателей Стратегии развития позволит республике совершить прорыв в экономике и вступить в свой новый исторический и поворотный этап развития во благо обновленной Конституции.

Ибрагим Раджабович, и в заключение – ваши пожелания.

 Хотел бы особо подчеркнуть, что проведение референдума по новой Конституции Узбекистана является важным международным признанием его активной внутренней и внешней политики, проводимой в рамках Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы. 

С убежденностью могу сказать, что обновленная Конституция создаст прочную основу для социально-правовой защиты народа Узбекистана, повышения его благосостояния, еще большего укрепления его прав и интересов и надежную гарантию долгосрочных стратегий развития страны. Вне всякого сомнения, с обновленной Конституцией Узбекистан вступит в свой новый этап исторического развития. Все эти масштабные трансформации находятся только в начале своего пути. Этот фундаментальный документ обеспечит эволюцию и поступательное развитие страны на основе демократического выбора всего населения, даст гражданам республики уверенность в завтрашнем дне.

Выражаю также уверенность в том, что обновляемая Конституция станет прочной правовой основой и надежной гарантией для реализации Стратегии развития, благополучной завтрашней жизни 36-миллионного трудолюбивого и многонационального народа нашей страны, который принял самое активное участие в ее обновлении. 

– Ибрагим Раджабович, благодарю вас за беседу.

Беседовал  обозреватель УзА Аброр Гулямов