Обеспечение прав и интересов человека, решение указанных в обращениях граждан вопросов и проблем, возвеличивание ценности человека являются главным критерием проводимых реформ.
В настоящее время каждая организация, ведомство, должностные лица уделяют особое внимание обращениям граждан и принимают меры по решению указанных в них проблем.
Например, Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсман) и его региональные представители обеспечивают рассмотрение на регулярной основе и в установленном порядке обращений, поступающих от физических и юридических лиц. За восемь месяцев 2022 года на имя Уполномоченного поступило 9 166 обращений от граждан Республики Узбекистан, а также граждан и омбудсманов зарубежных стран, лиц без гражданства, общественных организаций и других юридических лиц.
5,4 процента из них, то есть 495 обращений, направлены региональным представителям Омбудсмана, 2 448 обращений поступили повторно, 70 – анонимные.
Информация об этом была представлена на брифинге, посвященном итогам 8-месячной работы с обращениями Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана).
– 14,2 процента обращений связаны с вопросом о личных правах и свободах граждан, 33 процента – о социальных правах, 25,8 процента – об экономических правах, 15 процентов – о политических правах и 1 процент – об экологических правах, –сказала на брифинге пресс-секретарь Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) Фотима Мадрахимова. – 16 обращений поступило от омбудсманов по правам человека зарубежных стран. Кроме вышеизложенных поступило 822 обращения о несоблюдении культуры общения с работниками органов государственной исполнительной власти и государственного управления.
2 532 из поступивших Омбудсману 8 671 обращения взяты под контроль в качестве субъекта парламентского контроля. По 979 обращениям даны подробные правовые консультации и рекомендации. Остальные 5 160 обращений направлены на рассмотрение в соответствующие полномочные органы. 26 процентов обращений взяты под контроль, 88,4 процента решены положительно.
В отчетный период Омбудсманом с целью обеспечения интересов граждан в отношении организаций применены 52 меры воздействия. В результате изучения обращений по правовым отношениям, связанным с долгами граждан, нанесенным здоровью ущербом, материально-моральным ущербом, обязательными платежами, в пользу граждан взысканы средства в размере 143 миллионов сумов. Обеспечено взыскание алиментных платежей в размере более 31 миллиона сумов, четверо граждан восстановлены на работе, двое – обеспечены работой.
Уполномоченным подробно изучены обращения граждан, недовольных действиями должностных лиц государственных органов и организаций. В результате трое ответственных работников правоохранительных органов за невыполнение возложенных на них задач на должном уровне привлечены к дисциплинарной ответственности, одному работнику дано строгое предупреждение. На основе запроса Омбудсмана полномочными государственными органами установлены случаи нарушения закона в действиях должностных лиц, в результате одно должностное лицо освобождено от занимаемой должности, в отношении трех лиц применено дисциплинарное наказание в форме выговора, в отношении четырех лиц применено дисциплинарное наказание в виде штрафа в размере 30 процентов среднемесячной заработной платы, два лица за халатное отношение к работе привлечены к административной ответственности.
Уместно отметить, что ни одно обращение, поступившее на имя Омбудсмана, не остается без внимания, в отношении каждого из них принимаются меры в установленном порядке. Это свидетельствует о том, что в нашей стране приоритетом являются права, интересы и достоинство человека.
Мухтарама КОМИЛОВА, корр. УзА