Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Об опеке и попечительстве в новой редакции Гражданского кодекса
13:04 / 2020-06-26

Одной из форм социальной поддержки детей, особо нуждающихся в ней, являются опека и попечительство.


Одной из форм социальной поддержки детей, особо нуждающихся в ней, являются опека и попечительство. Прежде всего, это - права на воспитание в семейном окружении, возможность быть на попечении тех, кто обеспечит наилучший уход.

Каждое государство, исходя из сложившихся обстоятельств, решает судьбу ребенка в соответствии с нормами национального законодательства. Нельзя сказать, что та или иная форма устройства детей будет наиболее оптимальной. Всегда необходимо учитывать интересы детей, особенно в том случае, когда после потери родителей о них хотят заботиться родственники. 

Оформление родственниками опеки является наиболее приемлемым подходом при устройстве детей, ведь с ними ребенку легче найти общий язык, а значит, ему гарантируется некоторая комфортность. Институт опеки и попечительства, в отличие от института усыновления или других форм устройства детей, не разрывает родственных связей между братьями и сестрами, что также является немаловажным аспектом для детей. Также дается возможность устроить судьбу ребенка в условиях, приближенных к проживанию в семье. 

В нашей стране в полной мере регулируется процесс установления над детьми опеки и попечительства и их устройства соответствии с Гражданским и Семейным кодексами, Законом «Об опеке и попечительства», Положением об опеке и попечительстве, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 сентября 2014 года.

В последние годы в практику соответствующих органов входит осуществление опеки и попечительства над детьми гражданами иностранного государства. Опекунами или попечителями иностранного государства выступают родственники, которые изъявляют желание взять детей на воспитание. Узбекистан не участвует в каких-либо международных актах, содержащих нормы материального права, регулирующих опеку и попечительство с иностранным элементом или устанавливающих транснациональные процедуры признания или восстановления опеки и попечительства.

Сложно не согласиться со справедливым утверждением А.Нечаевой о том, что сложность защиты прав ребенка состоит не только в употреблении разных по своей отраслевой принадлежности правовых норм, но и в комплексном характере самого семейного права. Его основу составляют и так называемые нормы материального права, и правила административно-правовые, и предписания сугубо гражданско-процессуального характера. С другой стороны, защищают права ребенка нормы, которые принято относить к частно-правовым либо к публично-правовым. И по словам А. Нечаевой эти нормы взаимодействуют, дополняют друг друга, когда речь идет о конкретных способах защиты прав ребенка, в чем непосредственно заинтересовано государство в лице органов опеки и попечительства.

Республика Узбекистан участвует в двух Минской и Кишиневской конвенциях «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам». Оба международных акта содержат следующие коллизионные нормы: при установлении или отмене опеки и попечительства подлежит применению личный закон ребенка, при этом обязанность принять опеку или попечительство определяется личным законом опекуна или попечителя. Внутренние правоотношения опеки и попечительства регулируются законом государства, которое произвело установление опеки. Также действуют двусторонние соглашения, касающиеся порядка осуществления опеки и попечительства и являющиеся важным элементом правового регулирования установления опеки и попечительства с участием иностранных граждан.

Но все ли соглашения содержат правовую регламентацию вопроса опеки и попечительства? Так, в соглашениях, заключенных между Узбекистаном и Болгарией, КНР, Южной Кореей, Турцией, не рассматриваются вопросы передачи детей под опеку и попечительство. Что касается договоров, заключенных с такими странами, как Азербайджан, Грузия, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Туркменистан, Турция, Украина и Чехия, то здесь предусмотрены отдельные статьи, регламентирующие вопросы опеки и попечительства. Необходимо учитывать еще и тот факт, что семейное и гражданское право указанных государств имеют свои особенности при оформлении опеки и попечительства, и здесь могут возникнуть коллизионные нормы. Вопрос этот является весьма существенным, если учесть значительные различия в семейном и гражданском праве указанных государств. Возможно, при решении вопросов установления опеки и попечительства над детьми страны будут ссылаться на «национальный режим», предусматривающий те же условия, как и для собственных граждан договаривающихся сторон. Коллизия может также заключаться и в том случае, если ребенок является гражданином Республики Узбекистан, а опекуны и попечители - граждане государств, с которыми отсутствуют какие-либо соглашения, или же быть гражданами нескольких государств. Здесь снова будут выступать декларативные нормы, изобилующие общими положениями, похожими на лозунги.

По нашему мнению, на основе анализа норм международных документов и национального законодательства считаем необходимым совершенствовать нормы гражданского и семейного законодательства, касающиеся урегулирования вопросов опеки и попечительства иностранными лицами, имеющими гражданство двух и более государств. Указанные предложения нужно предусмотреть в разработке и принятия Гражданского кодекса в новой редакции. Эти рекомендации послужат устранению коллизионных норм в гражданском, семейном законодательствах. Кроме того, в Узбекистане решение по установлению опеки или попечительства принимает хоким района, города. Вопросы, связанные с устройством детей, решаются во многих государствах по-разному. Часто подобные вопросы рассматриваются национальными или специализированными судами, имеющими на это определенные полномочия. Указанные действия также могут вызвать коллизии в признании решений или ее оспаривания.

Необходимо также учесть, что коллизионные нормы не определяют конкретные действия, а лишь отсылает к праву того или иного государства, которое должно урегулировать эти вопросы. Особо следует отметить, что международное частное право, в целом, использует материально-правовой метод регулирования, иным способом обеспечивающим преодоление столкновения разных правовых систем. Так, статья 1174 Гражданского Кодекса использует аналогичные вышеперечисленным коллизионные привязки, при этом добавляя, что правоотношения между опекуном (попечителем) и лицом, находящимся под опекой (попечительством), определяются по праву страны, учреждение которой назначило опекуна (попечителя). Однако если лицо, находящееся под опекой (попечительством), проживает в Республике Узбекистан, применяется право Республики Узбекистан, если оно более благоприятно для этого лица. Думается, что таким образом вопрос не решится. Здесь также можно учесть общепринятые документы универсального характера, каковой является Конвенция о правах ребенка, принятая ГА ООН в 1989 году. В любом случае, на наш взгляд, при принятии каких-либо решений, связанных с устройством детей, вне зависимости от наличия гражданства опекуна или попечителя, следует исходить из интересов детей. Это является важным фактом в решении судьбы ребенка.

Приведенные обоснования дают понять, что законы, направленные на обеспечение защиты детей и их интересов при оформлении опеки и попечительства, следует принимать с учетом присущей им специфики и нацеливать на решение задач на ближайшую перспективу. В любом случае гражданско-правовые и семейно-правовые акты не должны быть препятствием при защите прав и интересов ребенка. Нужно также учитывать, что конкретные положения, связанные с определением опеки и попечительства над детьми, следует рассматривать не абстрактно, а в прямой связи с правоприменительной практикой, с учетом интересов детей, провозглашенных Конвенцией о правах ребенка 1989 года.
Специалисты обсуждают новый Гражданский кодекс, предусматривающий принятие нововведений и развития отечественного гражданского права, с учетом того, что многие положения Гражданского кодекса относительно части опеки и попечительства нуждаются в дополнениях и детализации.

В практике Узбекистана опека и попечительство осуществляются исполнительной властью в лице хокима, который решает вопрос по установлению опеки и попечительства без непосредственного участия сторон, что тоже в свою очередь вызывает массу вопросов, требующих уточнения. Как показывает зарубежный опыт, все решения, связанные с устройством детей, осуществляются судебной властью, исходя из интересов сторон. Указанная практика свидетельствует о необходимости совершенствования национального законодательства. Предлагается внести изменения в действующее семейное и гражданское законодательство. В частности:

в связи с дублированием и наличием «бланкетных» отсылочных норм на нормы других нормативно-правовых документов необходимо включить положения действующего Закона «Об опеки и попечительства» в Гражданский кодекс в новой редакции, отменив при этом вышеуказанный закон;

унифицировать положения касательно установления опеки и попечительства над детьми иностранными гражданами, имеющими гражданство одного и более государств путем закрепления их как в Семейном, так и в Гражданском кодексах относительно отсылки на нормы международного права, касающиеся прав детей. Так как по сути в самих международно-правовых договорах, заключенных Республикой Узбекистан, уже содержится такая формулировка, как: «…основываясь на нормах международного права».

Указанные изменения будут способствовать введению усовершенствований, отвечающих современным требованиям и использованию современных прогрессивных достижений в области обеспечения защиты прав и интересов детей.

Шухрат Рахманов, 
кандидат юридических наук, профессор кафедры
«Международное право и права человека»
Центра повышения квалификации юристов,

Шахноза Ганибаева, 
кандидат юридических наук, доцент кафедры
«Международное право и права человека»
Центра повышения квалификации юристов.