На этой неделе состоялось заседание «Узбекистан-Азербайджан-Турция» с участием глав министерств, ответственных за вопросы внешней политики, торговли, экономики и транспорта.
Было отмечено важное значение этой встречи в условиях интенсивного и неординарного процесса, происходящего в глобальной экономике, инициатором которой выступил Баку. Три тюркских государства продолжают партнерство. И кажется, что новый формат сотрудничества стал дополнением к таким организациям, как Организация тюркских государств, Консультативная встреча глав государств Центральной Азии, Шанхайская организация сотрудничества, Каспийский саммит. Все эти государства признали важность железной дороги «Баку-Тбилиси-Карс» с точки зрения создания широкой возможности для использования транзитного потенциала.
На заседании обсудили вопросы, касающиеся новой железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан». Безусловно, что после реализации данного проекта откроется новый торговый путь в Европу через Транскавказский коридор не только для нас, но и для китайцев.
В сентябре в Самарканде пройдет саммит ШОС. Стороны договорились еще раз встретиться в рамках саммита.
На этой неделе внимание мировой общественности привлекла спикер Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси. Тайвань не входил в турне по Азиатско-Тихоокеанскому региону. Международные эксперты долго обсуждали визит на остров. Глава внешнеполитического ведомства США не стал вмешиваться.
Пекин не на шутку «разозлился». Несколько раз пригрозил, что еще «покажет им». Даже начал незапланированные военные занятия. СМИ распространяли разную информацию. Чье-то предсказание сбылось, самолет приземлился в Тайбэе после десяти вечера по местному времени. Остров в 1997 году посещал лидер Палаты представителей Ньют Гингрич, теперь прибыла делегация во главе спикера. Н. Пелоси провела плановые встречи, после чего через 19 часов полетела в Сеул.
США издавна поддерживает Тайвань. Хотя Вашингтон официально утверждает, что не вмешивается в военные дела острова, все же не может устоять перед искушением продавать Тайбэю оружие. И при этом не забывает отметить, что является сторонником целостного Китая.
А Китай давно стремится присоединить к себе остров. И иногда приговаривает, что если не получится мирным путем, то получится военным. Пекин объявил об экономических санкциях в отношении Тайваня еще до того, как самолет американского чиновника вылетел из Тайбэя. Доставка трех видов цитрусовых на остров приостановлена, сократился импорт двух видов рыбы. Конечно, эта мера не нанесет серьезного вреда экономике острова, но существенно на нее повлияет.
Говоря откровенно, для приезда в автономию высокопоставленной иностранной делегации необходимо согласование с властями столицы. Заявление Пекина о том, что «визит Пелоси на Тайвань является вмешательством во внутренние дела Китая», было одобрено зарубежными аналитиками. Поездку можно назвать «провокацией», заявили они. На переговорах по острову, привлекших внимание аналитиков, ни Н. Пелоси, ни Президент Цай Инвэнь не обмолвились о независимости Тайваня. Они ограничились дежурной фразой «Америка всегда поддержит остров». В завершение беседы Президент Тайваня лично вручила Н. Пелоси одну из высших наград страны – орден «Счастливые облака».
Многие издания с сожалением констатируют, что из-за политики Запада военные операции, проводимые на Тайване и в других точках земного шара, усиливают угрозу глобальных войн и ядерной катастрофы. Есть и политики, которые говорят, что не нужно было ехать на Тайвань. Геополитические отношения между Вашингтоном и Пекином являются важнейшим межэтническим конфликтом в мире. Эксперты говорят, что две крупные страны, хотя и кажутся конкурентами, на самом деле являются врагами. При этом подчеркивается, что до вооруженного конфликта дело не доходит. По словам Н. Пелоси, поездка на Тайвань удалась.
Администрация Белого дома также полностью поддержала Н. Пелоси. В Конгрессе лидера поддержали не только сенаторы-демократы, но и 26 республиканцев. А Палата представителей забеспокоилась, что политическая карьера 82-летнего спикера-демократа подходит к концу.
Россия, Украина и Турция присоединились к благородной работе при непосредственной поддержке ООН. После долгих споров и переговоров для Украины был открыт «пшеничный коридор». Грузовое судно «Razoni» вышло из порта Одессы 1 августа, а на следующий день было осмотрено Совместным координационным центром в Стамбуле и конвоировано в порт Триполи в Ливане.
В первый корабль загружено 26 тысяч тонн кукурузы. На справедливый вопрос «Почему в Ливан» ответ был, что эта страна переживает социальный, экономический, финансовый кризис, продовольственный дефицит. А средства? Всемирный банк безотлагательно выделил Ливану 150 миллионов долларов в июле.
Документ, подписанный тремя странами, будет действовать 120 дней: нужно успеть вывезти за три месяца скоропортящиеся продукты из украинских портов Одессы, Черноморска, Южного и Николаева. Таким образом, Украине создана возможность для вывоза и реализации 23 миллионов тонн пшеницы на мировом рынке. Ожидаемая прибыль - миллиард долларов. ООН давно предупреждала о продовольственном кризисе из-за дефицита зерна. Значит, эту практику следует принять в качестве небольшого указания.
Открыты пути для почти 70 кораблей из 15 стран, причаленных к берегу из-за наличия мин и других угроз в морских портах Украины. Некоторые зарубежные аналитики говорят, что без вмешательства военных эту работу вряд ли завершили бы. Что бы там не случилось, «пшеничное дело» нашло положительное решение. Кажется, всем стало понятно, что «Хлеб - всему голова», или «Сначала экономика, а потом политика». Турецкий лидер не скрывал своего удовлетворения от частичного решения продовольственного вопроса: очередь за примирением двух стран!
Аброр ГУЛОМОВ, УзА.