Қазақ
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
О реформировании гражданского общества в Узбекистане
19:05 / 2021-09-08

«The Korea Herald», 31 августа 2021 г.

После прихода к власти в Узбекистане Шавката Мирзиёева в качестве главы государства, на новом этапе развития нашей страны стало уделяться особое внимание дальнейшим мерам по созданию сильного гражданского общества. Процесс радикальных реформ охватил все сферы общественно-политической жизни.

В частности, Президент представил основную программу развития республики на среднесрочную перспективу по пяти приоритетным направлениям – Стратегию действий. В этом документе также разъясняется значение институтов гражданского общества в общественной жизни, необходимость повышения роли СМИ, совершенствование деятельности неправительственных организаций, разработка и внедрение эффективных механизмов реализации системы общественного контроля во всех сферах.

В этой связи особое внимание было уделено, в первую очередь, совершенствованию нормативно-правовой базы, направленной на обеспечение эффективности институтов гражданского общества, их всестороннюю поддержку, укрепление необходимой институциональной базы для поощрения их инициатив в осуществлении общественного контроля над государственными органами.

Также в процессе нового этапа реформ сформировалась система общественного мнения, при которой государственные органы общаются с народом и учитывают мнение населения при принятии решений по важным общественно-политическим вопросам.

Негосударственные некоммерческие организации активно участвуют в социальной защите, укреплении здоровья, оперативном устранении экологических проблем, гармоничном воспитании подрастающего поколения, повышении медицинских и юридических знаний граждан и ряде других реформ.

После того, как был поднят вопрос об обеспечении участия граждан в государственном управлении, в соответствии с инициативой Президента «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу», активность негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества в реализации демократических реформ стала значительно возрастать.

В частности, законы, указы, постановления и другие нормативно-правовые акты, принятые в интересах народа, в первую очередь выносятся на общественное обсуждение и рассмотрение. В результате критического отношения населения к работе государственных органов и их должностных лиц в СМИ и социальных сетях устраняются многие недостатки и упущения.

В свою очередь, для обеспечения прав и интересов человека, общения с людьми, чтобы лучше понимать и решать проблемы, жизненные проблемы и потребности людей, были созданы Виртуальная и Народная приемные Президента Республики Узбекистан.

Эти структуры стали критерием оценки эффективности органов государственной власти, а также механизмом для углубленного анализа местных проблем и повышения подотчетности государственных органов и должностных лиц перед обществом. В целях дальнейшего укрепления правовой базы системы рассмотрения обращений была принята новая редакция Закона «Об обращениях физических и юридических лиц».

Сегодня Народные приемные во всех областях, городах и районах Узбекистана перешли на активную систему решения проблем и по домам. В результате обеспечивается прямое общение с населением, устранение недостатков на местах, защита прав и интересов физических и юридических лиц.

В настоящее время Народные приемные уполномочены изучать деятельность государственных органов, давать им рекомендации и вносить предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, нарушающих закон, вплоть до увольнения.

Только в 2020 году в Виртуальную приемную Президента и Народную приемную поступило около 1,2 миллиона заявок.

На основании информации, предоставленной Народной приемной Президента, и заслушанных отчетов, 752 должностных лица были привлечены к ответственности за невыполнение требований. Тем не менее, в последнее время через виртуальные приемные, открытые на официальных сайтах всех министерств и ведомств, налажена практика приема обращений, заявлений и жалоб граждан и своевременного реагирования на них. Чиновники всех уровней работают на местах, выявляя пробелы в повышении уровня жизни населения, изучают мнение людей о проводимых реформах и на этой основе организуют свою работу.

Более того, сформирована система организации регулярных общественных приемов Администрации Президента, руководителей министерств и ведомств, губернаторов областей, городов и районов в регионах. Только в 2020 году было проведено более 19 тысяч таких мобильных приемов. В результате приняты меры по решению более 124 тысяч проблем около 120 тысяч человек.

В процессе реформ по формированию нового Узбекистана, при подготовке проектов государственных программ, принятых в рамках задач, изложенных в Стратегии действий, учитываются актуальные вопросы, поднимаемые населением, а также предложения институтов гражданского общества, неправительственных организаций, критические высказывания, распространяемые в СМИ и социальных сетях. Даже после разработки проекта программы он выносится на общественное обсуждение, принимается и реализуется только после учета мнений, предложений и рекомендаций простых людей, экспертов и представителей международных организаций.

Следует отметить, что в новом Узбекистане международное сообщество признало тот факт, что каждый имеет конституционное право на свободу мысли, слова и религии, право искать, получать и распространять информацию. В частности, по просьбе Президента в деятельности государственных органов и управлений были открыты все ранее «закрытые двери». В результате такой прозрачности было создано «открытое пространство» для выражения общественностью своего мнения по любому вопросу.

Сам глава государства регулярно отслеживает информацию в социальных сетях, национальных и зарубежных СМИ и других источниках о проблемах, с которыми сталкивается общество и народ. Должностные лица, небрежно решающие эти вопросы, иногда получают выговор, даже увольняются с должностей. Президент призывает институты гражданского общества быть бескомпромиссными в этих процессах.

Следует отметить, что Закон «Об общественном контроле», принятый в 2018 году по инициативе Шавката Мирзиёева, ввел практические, эффективные механизмы института гражданского общества.

Регулируются отношения между гражданами, органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями, а также средствами массовой информации при организации и осуществлении общественного контроля за исполнением законодательства органами государственной власти и управления. Также по решению Президента созданы Общественные советы при госорганах. Эти советы осуществляют общественный контроль за деятельностью государственного органа и его должностных лиц по реализации принятых постановлений, программ, соглашений, договоров, проектов и программ, реализуемых в рамках социального партнерства. Активно участвуют в разработке и реализации государственных программ в области противодействия коррупции, систематическом мониторинге общественного мнения о деятельности органов государственной власти по наиболее важным вопросам, затрагивающим права, свободы и законные интересы граждан.

В марте этого года Президент Шавкат Мирзиёев принял еще два важных документа в этой сфере – постановление и указ. Это был еще один большой шаг на пути к развитию гражданского общества и выводу проводимых реформ на новый уровень, в частности, по укреплению их места в обществе за счет обеспечения прозрачности их деятельности.

Вопрос обеспечения прозрачности институтов гражданского общества определен как одно из основных направлений утвержденной этим постановлением «Концепции развития гражданского общества на 2021-2025 годы».

Согласно постановлению, с 1 апреля 2021 года введен индекс прозрачности деятельности негосударственных некоммерческих организаций. Теперь по итогам каждого года формируется рейтинг ННО. Он основывается на проделанной ими работе, уровне социального партнерства, выделенных субсидиях, эффективности грантов и социальных заказов и других важных показателях эффективности.

Отныне негосударственные некоммерческие организации смогут размещать информацию на своем официальном сайте или в других открытых источниках информации со ссылкой на сайте www.e-ngo.uz. На основе этих данных и оценок общественности ежегодно определяется Индекс прозрачности ННО. При этом основные показатели суммируются в режиме реального времени и созданы для ознакомления всех желающих. При определении окончательного результата Индекса прозрачности будет обеспечено широкое участие правительственных и неправительственных организаций, в частности общественности.

По результатам Индекса прозрачности будут сформированы списки (рейтинги) «20 самых прозрачных негосударственных некоммерческих организаций» и «20 самых активных негосударственных некоммерческих организаций».

Положительная работа неправительственных некоммерческих организаций, включенных в этот рейтинг, будет распространяться среди общественности. Рекомендации (ваучеры, сертификаты) – по государственным грантам и социальным заказам в рамках социального партнерства. В установленном порядке будет оказываться помощь в укреплении материально-технической базы (оргтехника, компьютеры, другие технические средства, опоры здания и т. д. Будут приняты меры по развитию сотрудничества с государственными структурами и международными организациями.

В целом, глава государства глубоко понимает важность и необходимость роли третьего сектора в поступательном развитии Узбекистана. В связи с этим Президент Шавкат Мирзиёев выдвинул жизненно важные идеи и инициативы по налаживанию современного, систематического и эффективного диалога, объединяющего усилия государства, граждан и институтов гражданского общества для всестороннего развития государства и прилагает эффективные усилия для обеспечения их реализации.

Виталий Фен,
Посол Республики Узбекистан в Республике Корея.