О прототипах героев произведений Абдуллы Кадыри...
Абдулла Кадыри был проницательным и искренним человеком. Никогда не уставал учиться и постигать что-то новое.
Даже спустя почти 100 лет мы с любовью читаем произведения основоположника жанра романа в узбекской литературе Абдуллы Кадыри, который оставил неизгладимый след в национальной литературе. Это свидетельствует о том, что искусство слова Кадыри, которое отражалось в его художественных произведениях, очаровывает читателей. Как он их писал? Кто его вдохновлял? Мнение о том, кем являлись прототипы героев его романов, повестей и рассказов расходится.
Профессор Ташкентского государственного технического университета Азмиддин САДРИДДИНОВ рассказал корреспонденту УзА о прототипах героев произведений Абдуллы Кадыри, воспоминаниях своих предков о встречах с писателем:
- В произведении Хабибуллы Кадыри "Об отце" упомянуты мой дед Саид Камолхон-домла и мой отец Садриддинхон. До начала Первой мировой войны мой дед преподавал в одном из престижных учебных заведений в Петербурге, а с 1896 по 1912 годы - узбекский и персидский языки в русско-туземной школе на Хадре, в которой предположительно и учился Абдулла Кадыри. Становится понятным, что мой дед и Абдулла Кадыри были не просто соседями или собеседниками, мой дед был для него и учителем. Дед работал также в Среднеазиатском государственном университете (ныне Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека). Он занимал почетную должность, был интеллигентным и уважаемым человеком. Он быстро нашел общий язык с писателем.
В этом произведении Хабибулло Кадыри написал о моем деде: Камолхон-домла был нашим соседом, был высоким, светлокожим, с вытянутым лицом, образованным, проницательным, предприимчивым, солидным и энергичным, уважаемым, хорошо владел русским языком. Более того, он описывает моего деда как человека, хорошо осведомленного о медицине, который неравнодушно относился и к узбекской литературе. В книге написано, что в молодости, когда Абдулле Кадыри стало плохо, он прилег отдохнуть во дворе моего деда. Автор тепло вспоминает о том, что помимо того, что мой дед ухаживал за ним, он также читал ему книгу Абдурауфа Фитрата "Образцы узбекской литературы". Каждую пятницу Абдулла Кадыри навещал своего сына, до ночи беседовал с моим дедом о развитии ислама, классической восточной и современной литературе.
Многие черты в образе Юсуфбека Хожи в произведении "Минувшие дни", а также такие качества, как общительность, предприимчивость в образе Хатиба-домлы в произведении "Абид- кетмень", напоминают мне характер моего деда.
Абдулла Кадыри был проницательным и искренним человеком. Никогда не уставал учиться и постигать что-то новое. Перед тем как он по совету моего деда приступил к написанию произведения "Скорпион из алтаря", целый месяц ходил к старшему брату моего деда Гиёсиддинходже в Эшангузар, спрашивал совет. Брат моего деда был писарем кокандского хана Худояр-хана. Не удивительно, если сведения, на основе которых описаны события в произведении, получены именно от Гиёсиддинходжи.
Абдулла Кадыри тщательно готовился, прежде чем приступить к написанию какого-либо произведения. Погода в Ташкенте стала жаркой к моменту, когда писатель работал над новым произведением. Тогда он попросил моего отца - Садриддинхона выделить ему место в тихом и уединенном уголке Ташкента. Мой отец был руководителем детского дома в Тойтепе, он порекомендовал ему дачу своего подчиненного - садовника по имени Обид. Обид-ака хорошо владел своим делом. Даже Абдулла Кадыри изумлялся его мастерству. Как-то Обид-ака посадил 40 кустов роз в кору дерева, после чего там расцвели цветы. Произведение "Абид-кетмень" написано именно в доме Обид-ака. Я думаю, что главный герой Абид-кетмень - это и есть Обид-ака.
Весной 1926 года в школе, которой руководил мой отец, состоялась встреча с Абдуллой Кадыри. Учившийся в то время в школе заслуженный деятель науки и техники Узбекистана, доктор технических наук, ныне покойный Аббос Ашрапов в своей статье, опубликованной в газете "Узбекистон адабиёти ва санъати" 26 января 1990 года, рассказывает, как Абдулла Кадыри в сопровождении Обид-ака заехал в школу на лошади.
Я горжусь тем, что родился в семье интеллигентных людей. А то, чт
о мои предки знали Абдуллу Кадыри, были его единомышленниками, вызывает у меня еще больше гордости.