Oʻzbek
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственной поддержки институтов гражданского общества
18:28 / 2024-08-26

Указ Президента Республики Узбекистан

В целях обеспечения исполнения Конституции Республики Узбекистан в новой редакции, Стратегии «Узбекистан-2030» и Концепции развития гражданского общества в 2021–2025 годах, создания системы государственной поддержки институтов гражданского общества, основанной на принципах прозрачности и здоровой конкуренции, а также дополнительных условий для повышения эффективности социально значимых программ:

1. Определить основными направлениями государственной поддержки институтов гражданского общества:

дальнейшее повышение активности институтов гражданского общества в жизни государства и общества, полноценное использование их потенциала в развитии социально-экономической, культурно-духовной и гуманитарной сфер;

оказание содействия реализации инициатив, нацеленных на интересы общества и реальные потребности населения, а также направленных на решение актуальных проблем, сохраняющихся на местах;

дальнейшее развитие взаимовыгодного социального партнерства между государственными органами и институтами гражданского общества;

стимулирование осуществления институтами гражданского общества действенного общественного контроля на пути содействия развитию всех сфер жизни государства и общества;

налаживание связей институтов гражданского общества с соотечественниками за рубежом и укрепление сотрудничества с их зарубежными ассоциациями;

укрепление материально-технической базы институтов гражданского общества и создание им благоприятных организационно-правовых условий для осуществления деятельности.

2. Поддержать следующие инициативы палат Олий Мажлиса, Парламентской комиссии по управлению средствами Общественного фонда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе, Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашей народных депутатов областей и города Ташкента (далее – местные Кенгаши), а также общественных комиссий по социальному партнерству при них:

слияние общественных фондов по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе, Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан и местных Кенгашах и образование на их базе Общественного фонда по поддержке институтов гражданского общества при Олий Мажлисе (далее – Фонд), а также его отдельных подразделений в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте (далее – отдельные подразделения);

созданиеПарламентской комиссии по управлению средствами Фонда (далее – Парламентская комиссия) из числа депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса, в которой ежегодно председательствуют представители палат парламента в порядке очередности, привлечение к ее деятельности заинтересованных министерств и ведомств, а также активных представителей общественности;

передача Парламентской комиссии полномочия по награждению представителей институтов гражданского общества и инициативных граждан нагрудным знаком «Фуқаролик жамиятини ривожлантиришга қўшган ҳиссаси учун» («За вклад в развитие гражданского общества»);

налаживание на общественных началах деятельности консультативных групп из числа представителей институтов гражданского общества при Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан и местных Кенгашах, содействующих эффективной реализации задач, относящихся к их компетенции.

3. Принять к сведению, что:

Фонд состоит всего из 45, в том числе исполнительный аппарат – из 17, отдельные подразделения – из 28 штатных единиц;

расходы на содержание деятельности исполнительного аппарата Фонда, оплату труда работников покрываются за счет республиканского бюджета Республики Узбекистан, аналогичные расходы отдельных подразделений – за счет бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента соответственно;

порядок организации деятельности Фонда и условия оплаты труда его работников определяются палатами Олий Мажлиса.

4. Рекомендовать палатам Олий Мажлиса в двухмесячный срок внести изменения и дополнения в Закон Республики Узбекистан «О социальном партнерстве» и другие законодательные акты, а также пересмотреть свои постановления в связи с совершенствованием системы государственной поддержки институтов гражданского общества.

5. Снизить на период с 1 октября 2024 года до 1 октября 2027 года на 50 процентов ставки налога, установленные по следующим видам налога, уплачиваемого в рамках проектов государственных грантов и социальных заказов, осуществляемых за счет средств Фонда:

налог на доходы физических лиц, уплачиваемый с доходов специалистов, привлеченных к проекту на основе трудового и гражданско-правового договоров, полученных в виде оплаты труда;

социальный налог, уплачиваемый негосударственными некоммерческими организациями, средствами массовой информации и органами самоуправления граждан по расходам оплаты труда.

6. Согласиться с предложениями Министерства экономики и финансов и Министерства юстиции:

о повышении необлагаемого налогом размера благотворительных пожертвований в виде денежных средств, непосредственно передаваемых в течение налогового периода благотворительными организациями членам семей, включенных в Единый реестр социальной защиты, с пятнадцати миллионов сумов до стократного размера базовой расчетной величины;

о взимании с 1 января 2025 года государственной пошлины, установленной для государственной регистрации общественных объединений лиц с инвалидностью, ветеранов, женщин и детей, с уменьшением ее в два раза.

Министерству юстиции совместно с Министерством экономики и финансов в месячный срок внести в Кабинет Министров проект закона о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс и Закон Республики Узбекистан «О государственной пошлине», вытекающих из настоящего пункта.

7. Установить порядок, в соответствии с которым:

общественные фонды, не имевшие денежный оборот на банковских счетах в течение одного календарного года, проводят аудиторскую проверку своей деятельности в данном календарном году в добровольном порядке;

ежегодно министерства и ведомства организуют конкурсы по предоставлению социального заказа институтам гражданского общества за счет внебюджетных средств. При этом конкурсы в приоритетном порядке ориентируются на решение наиболее актуальных проблем в сфере защиты прав человека, формирования непримиримой среды к коррупции, а также в области образования, медицины, экологии, строительства, транспорта, коммунального хозяйства, занятости, оказания социальных услуг и других;

не реже одного раза в год министерствами, ведомствами, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента проводится открытый диалог с представителями отраслевых и региональных институтов гражданского общества;

институтам гражданского общества предоставляется право вносить предложения в заинтересованный государственный орган о получении государственных социальных заказов для реализации инициативных проектов, предусматривающих действенное решение проблем, имеющихся в соответствующих сферах и отраслях. При этом в случае положительной оценки инициативного проекта общественным советом при государственном органе в соответствии с установленным порядком допускается предоставление его инициатору за счет внебюджетных средств государственного органа социального заказа путем заключения прямого договора до тысячекратного размера базовой расчетной величины.

8. Определить, что:

председатели общественных советов при государственных органах (далее – общественные советы) утверждаются из числа представителей институтов гражданского общества;

ежегодно оценивается эффективность деятельности общественных советов и объявляются результаты оценки;

активные члены общественных советов материально поощряются за счет внебюджетных средств государственного органа.

Рекомендовать Движению «Юксалиш» ежегодно оценивать эффективность деятельности общественных советов и публиковать результаты на своем официальном веб-сайте и в социальных сетях.

9. Государственным органам, а также Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента:

в двухмесячный срок реорганизовать деятельность общественных советов, находящихся при них, в порядке, установленном актами законодательства, а также на основе требований, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа;

обеспечить предоставление Движению «Юксалиш» информации о деятельности общественных советов по его запросу.

10. Министерству юстиции в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров проект закона по совершенствованию Закона Республики Узбекистан «Об общественном контроле» с точки зрения дальнейшего расширения механизмов общественного контроля. При этом предусмотреть:

действенные формы общественного контроля, основанного на передовом зарубежном опыте;

механизмы и процедуры реализации каждой формы общественного контроля;

конкретный порядок и сроки оформления итоговых документов по результатам общественного контроля, внесения их в объект общественного контроля и рассмотрения;

упорядочение деятельности общественных советов при государственном органе.

11. Одобрить предложения палат Олий Мажлиса, Министерства юстиции, Ассоциации махаллей Узбекистана, Движения «Юксалиш», Центра «Стратегия развития», Центра анализа демократических процессов, Национальной ассоциации негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана и Союза журналистов Узбекистана:

о проведении ежегодно в первую неделю декабря «Недели гражданского общества», в ее рамках – встреч и диалогов в Олий Мажлисе, Министерстве юстиции с представителями негосударственных некоммерческих организаций, организации мероприятий по стимулированию институтов гражданского общества, в том числе награждении нагрудным знаком «Фуқаролик жамиятини ривожлантиришга қўшган ҳиссаси учун»;

об учреждении национальной премии «Фуқаролик ташаббуси» («Гражданская инициатива»), вручаемой Фондом каждые два года;

об учреждении номинации в направлении освещения деятельности институтов гражданского общества в международном конкурсе за национальную премию «Олтин қалам», традиционно проводимом каждый год среди журналистов.

Министерству юстиции в месячный срок разработать и внести в Кабинет Министров проект положения о порядке награждения национальной премией «Фуқаролик ташаббуси».

Установить, что расходы, связанные с проведением мероприятий, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта, покрываются за счет средств, выделяемых Фонду, благотворительных пожертвований и иных источников, не запрещенных актами законодательства.

12. Одобрить предложение Законодательной палаты Олий Мажлиса и членов Национальной ассоциации негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана о предоставлении председателю данной ассоциации права участвовать в заседаниях Законодательной палаты Олий Мажлиса и ее комитетов (комиссий) в качестве представителя негосударственных некоммерческих организаций.

Принять к сведению, что представитель негосударственных некоммерческих организаций вносит предложения по внедрению действенных механизмов социального партнерства и общественного контроля, правильному применению их на практике, а также представляет права и интересы негосударственных некоммерческих организаций.

13. Министерству юстиции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами ежегодно разрабатывать и вносить на утверждение в Кабинет Министров программу привлечения институтов гражданского общества к реализации программ социально-экономического развития на основе социального партнерства.

14. Министерству цифровых технологий совместно с Фондом с 1 октября 2024 года запустить единую электронную платформу, направленную на обеспечение прозрачности всех процессов, связанных с выделением институтам гражданского общества государственных субсидий, грантов и социальных заказов, а также предусматривающую следующие основные возможности:

формирование институтами гражданского общества и широкой общественностью направлений конкурсов и непосредственное участие в их обсуждении;

отправка проектов для участия в конкурсах и подача заявок для получения государственной субсидии, отслеживание процессов их рассмотрения и оценки;

получение в режиме онлайн документов, требуемых от участников конкурса путем интеграции электронной платформы в базу данных государственных органов.

15. Министерству юстиции совместно с Ликвидационной комиссией Центра развития гражданского общества обеспечить направление имущества Центра развития гражданского общества на нужды негосударственных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в этой сфере.

16. Министерству экономики и финансов, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента ежегодно предусматривать в параметрах Государственного бюджета расходы, связанные с поддержкой институтов гражданского общества согласно обоснованным расчетам Парламентской комиссии.

17. Министерству юстиции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.

18. Возложить на министра юстиции Ташкулова А.Д. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.

Контроль за исполнением настоящего Указа и осуществление координации деятельности ответственных исполнителей возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Давлетова Р.К.

 

           Президент

Республики Узбекистан                                                                                Ш. МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

26 августа 2024 года.

 

*                *                  *

 

КОММЕНТАРИЙ

к Указу Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственной поддержки институтов гражданского общества» 

 

В последние годы в нашей стране осуществлены широкомасштабные реформы по формированию свободного и сильного гражданского общества, в частности, созданы необходимые организационно-правовые условия для его активного участия в государственном и общественном управлении, усовершенствованы механизмы государственной поддержки.

Во-первых, в Конституцию Республики Узбекистан в новой редакции включена отдельная глава, посвященная институтам гражданского общества, они признаны в качестве конституционного института.

В Стратегии «Узбекистан-2030»реформы по организации государственного управления на службе народа и совершенствованию общественного управления также определены в качестве отдельного направления.

Впервые в истории Узбекистана принята Концепция развития гражданского общества в 2021–2025 годах.

Во-вторых, создана демократическая институциональная система поддержки институтов гражданского общества. В частности, при Парламенте и местных Кенгашах народных депутатов образованы общественные фонды.

Так, для поддержки институтов гражданского общества за последние семь лет из Государственного бюджета выделено 718 миллиардов сумов (в 12 раз больше по сравнению с 2008–2016 годами).

За последние года посредством территориальных фондов реализовано 1600 проектов на 83 миллиарда сумов.

В-третьих, в целях защиты прав и интересов лиц с инвалидностью, дальнейшего усиления их социальной защиты под полную государственную опеку взяты Общество инвалидов, Общество глухих, Общество слепых, Ассоциация инвалидов, около 500 организаций в их системе.

В-четвертых, за последние 7 лет в рамках мер государственной поддержки институтов гражданского общества в каждом регионе созданы «дома негосударственных некоммерческих организаций» (бесплатно размещены 350 ННО).

В-пятых, пошлины за регистрацию негосударственных некоммерческих организаций сокращены в среднем в два раза. Государственная регистрация (перерегистрация) символики общественных объединений лиц с инвалидностью, ветеранов, пожилых граждан, женщин, детей полностью освобождены от уплаты пошлины.

Срок перерегистрации с одного месяца сокращен до 15 дней.

В-шестых, при проведении негосударственными некоммерческими организациями своих мероприятий отменено требование получения разрешения органа юстиции, еще более укреплена свобода их деятельности.

В-седьмых, упрощен процесс получения средств из внешних источников. Отменено требование открытия специального расчетного счета.

Срок рассмотрения обращений на получение средств сокращен с 40 до 15 дней. Кроме того, размер средств, получаемых без согласования с органом юстиции, повышен в 5 раз. В результате за последние 7 лет объем привлеченных международных грантов составил более 125 миллионов долларов.

В-восьмых, все государственные услуги предоставляются в электронной форме. Для этого запущен отдельный портал e-ngo.uz.

В-девятых, институты гражданского общества стали самыми близкими партнерами реформ, негосударственные некоммерческие организации приняли непосредственное участие в исполнении 350пунктов ежегодно принимаемых государственных программ.

В результате создаваемых ныне благоприятных условий около 10 тысяч негосударственных некоммерческих организаций осуществляют свободную деятельность в области защиты прав граждан, демократических ценностей, в сферах образования, медицины, культуры и других направлениях, в них работают почти 70 тысяч человек.

Указ, подписанный Президентом Республики Узбекистан, является логическим продолжением вышеупомянутых реформ и направлен на создание системы государственной поддержки институтов гражданского общества, основанной на принципах прозрачности и здоровой конкуренции, а также дополнительных условий для повышения эффективности социально полезных программ.

Указом предусматриваются следующие новые реформы по поддержке гражданского общества.

1. Определены важнейшие шесть направлений государственной поддержки сферы, служащие повышению роли институтов гражданского общества на нынешнем этапе развития страны.

2. Президентом Республики Узбекистан поддержаны институциональные изменения в сфере в целях повышения качества и прозрачности отбора достойных проектов для государственных грантов и социальных заказов.

В частности, при Парламенте создан Общественный фонд по поддержке институтов гражданского общества и его территориальные подразделения, тем самым будет обеспечена адресность социальных проектов и искоренена бюрократия.

В Парламентской комиссии по управлению данным фондом будут председательствовать представители Сената и Законодательной палаты в порядке очередности. Это повысит эффективность управления фондом.

3. При Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан и местных Кенгашах народных депутатов будет налажена деятельность консультативных групп из числа представителей институтов гражданского общества.  

4. Прошло 10 лет со времени принятия Закона «О социальном партнерстве», несмотря на это, имеется потребность в дальнейшем укреплении сотрудничества министерств и ведомств с негосударственными некоммерческими организациями, специализированными в сферах, за которые они ответственны.

Поэтому определено ежегодное проведение государственными органами конкурсов на социальные заказы, а также открытых диалогов с представителями институтов гражданского общества. 

Государственным органам предоставлено право финансирования инициативных проектов социального партнерства институтов гражданского общества без проведения конкурсов в размере до 1000-кратной БРВ.

5. Целесообразна систематизация привлечения институтов гражданского общества к исполнению программ социально-экономического развития на основе социального партнерства.

В целях объединения усилий государственных органов и институтов гражданского общества в данном направлении отныне ежегодно Кабинет Министров будет принимать отдельную программу.

6. В целях расширения участия граждан в государственном и общественном управлении будет внедрен порядок председательствования представителя института гражданского общества в общественных советах при государственных органах.

7. С учетом социальной значимости проектов государственных грантов и социальных заказов в рамках таких проектов ставки налога на доходы и социального налога снижены на 50 процентов сроком на 3 года. Сэкономленные средства будут направлены на цели проекта и послужат повышению их эффективности.  

8. Для дальнейшего упрощения создания объединений лиц с инвалидностью, ветеранов, женщин и детей с 1 января 2025 года государственная пошлина за государственную регистрацию таких организаций снижается в 2 раза.

9. В настоящее время размер благотворительных средств, не облагаемых налогом, составляет всего лишь 15 миллионов сумов. Если учесть, что такие средства выдаются гражданам, оказавшимся в сложной ситуации, несправедливо налогообложение части, превышающей эти средства.

Поэтому размер необлагаемых налогом благотворительных средств спонсорских организаций для лиц, нуждающихся в социальной защите, повышен до 100-кратного размера БРВ.

10. Одобрены предложения по материальному и моральному стимулированию инициативных и активных институтов гражданского общества.

В частности, ежегодно в первую неделю декабря будет проводиться «Неделя гражданского общества». В ее рамках Парламентской комиссией представители сферы будут награждаться нагрудным знаком «Фуқаролик жамиятини ривожлантиришга қўшган ҳиссаси учун» («За внесенный вклад в развитие гражданского общества»).

Будет учреждена национальная премия «Фуқаролик ташаббуси» («Гражданская инициатива»), которая каждые два года будет вручаться фондом Олий Мажлиса.

В рамках международного конкурса на национальную премию «Олтин қалам», традиционно ежегодно проводимую среди журналистов, будет учреждена номинация в направлении освещения деятельности институтов гражданского общества.

11. Будет запущена единая электронная платформа, направленная на обеспечение прозрачности всех процессов, связанных с выделением институтам гражданского общества государственных субсидий, грантов и социальных заказов.

Другими словами, сами институты гражданского общества и широкая общественность смогут непосредственно участвовать в формировании направлений конкурсов, проводимых фондом Олий Мажлиса.

Кроме того, будет проведена цифровизация всех процессов конкурсов, начиная от подачи заявки до объявления результатов конкурса человеческий фактор будет сведен до минимума, будет прекращено истребование излишних документов от участников.

Указ выведет систему государственной поддержки институтов гражданского общества на новый уровень, определит высокие стандарты прозрачности данных процессов.

Самое важное, откроет новые возможности для непосредственного участия граждан и институтов гражданского общества в государственном и общественном управлении, в частности, создаст организационные и правовые условия по развитию на практике института социального партнерства, повысит действенность общественного контроля за деятельностью государственных органов.

Настоящий Указ Президента Республики Узбекистан стал важным значимым шагом на пути укрепления роли и значения негосударственных некоммерческих организаций в процессе коренных преобразований в стране, защищающих права и интересы граждан, выражающих их волеизъявление и устремления.