Ведущая консалтинговая компания McKinsey опубликовала доклад «Риск, устойчивость и разбалансировка цепочек добавленной стоимости», посвящённый анализу состояния и перспектив развития глобальных цепочек поставок товаров и услуг.
Ведущая консалтинговая компания McKinsey опубликовала доклад «Риск, устойчивость и разбалансировка цепочек добавленной стоимости», посвящённый анализу состояния и перспектив развития глобальных цепочек поставок товаров и услуг.
I. Как отмечается в документе, в последние два десятилетия цепочки добавленной стоимости стали более длинными и сложными. С 2000 г. стоимость промежуточных товаров, продаваемых во всём мире, утроилась и составила более 10 трлн. долл. в год. Компании, успешно внедрившие глобальную модель производства, добились улучшений в таких показателях, как уровни запасов, своевременные и полные поставки и более короткие сроки выполнения заказов.
Вместе с тем сложные производственные цепочки были разработаны для обеспечения эффективности, снижения себестоимости и близости к потребительским рынкам, но не их устойчивости. Как результат, нынешние глобальные цепочки поставок функционируют в условиях, когда сбои происходят регулярно. По некоторым оценкам, сбои в цепочке поставок продолжительностью 1 месяц и дольше будут происходить каждые 3,7 года, а финансовые потери постоянно расти.
Согласно «рейтингу уязвимости» McKinsey, негативному влиянию пандемии COVID-19 больше подвержены трудоёмкие производственно-сбытовые цепочки. В частности, производство одежды, транспортных средств, компании ТЭК и добывающие сектора, на которые приходятся 4,4 трлн. долл. глобального экспорта (25% всей мировой торговли) и заметные доли занятости. К примеру, по данным Международной организации труда, из пяти наиболее уязвимых производственно-сбытовых цепочек на одежду приходится наибольшая доля занятости – не менее 25 млн. рабочих мест во всем мире.
III. По мнению аналитиков McKinsey, в перспективе все отрасли в той или иной степени будут находиться под влиянием различных рисков, даже те, что в период пандемии продемонстрировали свою значимость. В частности, фармацевтика относительно менее уязвимая во время пандемии, чем большинство других отраслей, в будущем может столкнуться с усилением торговой напряженности, а также с изменениями в нормативной базе и политике, если правительства примут меры, направленные на более активную защиту здоровья населения. При этом подчеркивается, что многие недорогие и базовые субстанции фармацевтических препаратов производятся преимущественно в Китае и Индии.
Для повышения устойчивости цепочек поставок McKinsey предлагает следующие меры.
1. Реструктуризация сети поставщиков и перенос производств в новые страны. По мнению экспертов McKinsey, одним из наиболее важных мер является повышение избыточности сетей поставщиков. Опора на единый источник критических компонентов или сырья может быть уязвимостью.
3. Повышение операционных и финансовых возможностей реагировать на потрясения и быстро восстанавливаться после них. В частности, компания Nike использовала прогнозную аналитику для выборочной уценки товаров и сокращения производства на раннем этапе пандемии COVID-19, чтобы минимизировать ее воздействие на финансовое положение. Компания также смогла перенаправить продукты из обычных магазинов в продажи через электронную коммерцию, частично за счет прямых продаж через собственное приложение в Интернете. В результате Nike пережила меньшее падение продаж, чем ее основные конкуренты.
4. Разработка продуктов с общими компонентами и отказ от использования в готовых продуктах нестандартных деталей. В частности, производители автомобилей, внедрив модульные производственные платформы, которые используют общие компоненты для разных производственных линий, смогли, несмотря на общий спад отрасли, сохранить цепочки поставок для более динамичного посткарантийного восстановления.