Arabic
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
О китайской политике «зеленого развития»
21:38 / 2023-08-01

На фоне усиливающегося климатического кризиса в мире все больше внимания уделяется вопросам «зеленого» развития. Практически весь мир и в том числе наша страна сталкиваются с негативными последствиями изменения климата, что сопровождается различными вызовами. В качестве ответной меры по адаптации и снижению этих последствий наблюдается устойчивый мировой тренд по переходу на «зеленое» развитие, направленное на достижение баланса социально-экономического прогресса, бережного отношения к окружающей среде и рационального использования природных ресурсов.

Изучая зарубежный опыт в данной сфере, можно убедиться в лидирующей позиции Китая, что в свою очередь вызывает необходимость его глубоко изучения для возможной последующей имплементации в условиях Узбекистана.

Главной целью «зеленого» развития Китая является достижение минимальных значений выбросов парниковых газов до 2030 года и углеродной нейтральности к 2060 году. В основе этого лежит концепция Председателя КНР Си Цзиньпина об «Экологической цивилизации» страны, направленной на сбалансированное и устойчивое развитие, а также гармоничное сосуществование человека и природы.

Согласно плану действий по сокращению выбросов углерода до 2030 года предусмотрен переход к «зеленой» энергетике, экологически чистому транспорту и инновациям в сфере «зеленых» технологий, а также экологичному образу жизни.

Охрана и восстановление окружающей среды

В КНР создан новый тип охраняемых территорий, основу которых составляют заповедники и национальные парки. Сегодня в Поднебесной действует около 10 тысяч подобных зон, занимающих более 17% территории страны. Это содействует защите 90% экосистем и 74% разновидностей диких животных.

В стране разработана система «красных линий», предусматривающих зонирование на сельскохозяйственные, экологические и городские территории – пересечение этих линий преследуется законом. Также внедряется платформа по управлению «красными линиями», которые будут соединены методами аэрокосмического зондирования и наземными системами экологического контроля.

Лесопосадка и создание «зеленых» поясов

Сегодня в Китае активно реализуются программа охраны и восстановления «зеленых» поясов и лесов. В результате, площадь лесов за 30 лет увеличилась в два раза, а объем лесного фонда достиг 19,5 миллиарда м3.

Ярким примером облесения для предотвращения опустынивания является лесная ферма «Сайханба» в провинции Хэбэй, благодаря которой улучшена экологическая ситуация в регионе Пекин – Тяньцзинь – Хэбэй.

Так, в 1962 году Министерство лесного хозяйства КНР решило построить искусственную лесную ферму, чтобы заблокировать движение песчаных земель, угрожавших столице и другим северным городам.

В настоящее время «Сайханба» площадью 76,7 тысячи гектаров поглощает 860,3 тысячи тонн углекислого газа и выделяет 598,4 тысячи тонн кислорода в год, а оказываемые ею экологические услуги оцениваются примерно в $2,3 миллиарда.

Озеленение и улучшение экологической структуры городов

В ходе урбанизации в КНР учитывают экологические стандарты, придерживаясь принципа сохранения окружающей среды.

В частности, с 2012 по 2021 годы площадь озеленения городов выросла с 39% до 42%, площадь парков на душу населения - с 11,8 м2 до 14,7 м2.

Также ведется активная работа по улучшению систем очистки вод, утилизации бытовых и иных отходов. Так, к концу 2021 года мощность очистки вод в городах и уездах достигла 247 миллионов м3 в день, мощность сжигания городских бытовых отходов превысила 770 тысяч тонн. Также вдоль 570 тысяч км автодорог созданы зеленые пояса и лесопосадки.

Развитие экологичного сельского хозяйства

Большое внимание уделяется развитию экосельского хозяйства и сельского туризма. К 2025 году также планируется снизить использование пестицидов при выращивании фруктов, овощей и чая на 10%, при возделывании риса, пшеницы и кукурузы - на 5%.

Переход к «зеленым» источникам энергии

С 2012 по 2021 годы доля «чистых» источников энергии выросла с 14,5% до 25,5%, а доля угля снизилась с 68,5% до 56%. Кроме того, за 40 лет гидроэнергетика страны выросла в 20 раз, превысив 370 ГВт, а суммарная мощность ВИЭ составила более 1 тысячи ГВт (44,8% от общей мощности).

Развитие рынка экологического транспорта

«Зеленая» трансформация в КНР предусматривает активный переход на электротранспорт. Так, в 2012 году было продано 13 тысяч электромобилей, а в 2022 году их число достигло 5,9 миллиона. Это 59% от мирового показателя. При этом число экологического транспорта в 2021 году достигло 8 миллионов (50% от мирового показателя), в их числе 508,9 тысячи автобусов и 207,8 тысячи такси.

На протяжении последних 7 лет Китай является мировым лидером по выпуску и продаже электромобилей, электроавтобусов. При этом рост электротранспорта сопровождается строительством зарядных станций. Так, на начало 2023 года в стране насчитывалось 5,21 миллиона зарядных колонок для электромобилей, из них более 2,59 миллиона построены в 2022 году.

Пропаганда «зеленого» образа жизни

На всей территории КНР ведется широкая пропаганда сортировки бытовых отходов. В сфере общественного питания продвигается политика отказа от одноразовой посуды. Сокращено использование бумаги путем введения электронных билетов и счетов. Кроме того, ведется интеллектуальный мониторинг потребления воды и электрической энергии.

Особое место в «зеленом» развитии занимает совершенствование законодательной базы в сфере экологии и охраны окружающей среды.

В частности, кроме Конституции, где прописаны положения об экологии, приняты и пересмотрены законы «Об охране окружающей среды», «О контроле загрязнения атмосферы», «О контроле загрязнения воды», «О предотвращении и контроле загрязнения почвы», «О лесах».

В результате сформирована «сильная» нормативно-правовая система охраны окружающей среды. При этом обеспечение роста ВВП не является единственным критерием для оценки развития регионов или работы чиновников. Вместо этого устанавливаются обязательные целевые показатели, касающиеся ресурсов и окружающей среды.

Сегодня применяется более сбалансированная система оценки экономического и социального развития, которая измеряет использование ресурсов, потребление энергии, ущерб окружающей среде и воздействие на экологию. Также правительство обязывает должностных лиц проводить аудит природных ресурсов в конце срока службы. При этом вводится пожизненная ответственность за нанесение ущерба окружающей среде.

Все это позволяет создать инструменты для проведения расследования экологических нарушений и обеспечивает гарантии «зеленого» развития.

Учитывая передовой опыт Китая в области «зеленой» трансформации, актуальным представляется его изучение и внедрение в нашей стране.

В частности, видится актуальной разработка «красных линий» путем зонирования экологических, сельскохозяйственных и городских зон. Это требует правового сопровождения и правоприменительной практики.

Также важно наладить производство и внедрить в республике современные водосберегающие технологии – системы капельного и дождевального орошения в сельском хозяйстве, энергосберегающие технологие – солнечные панели, ветровые установки и накопители энергии в промышленности, а также технологии утилизации различных отходов.

Кроме того, большой вклад в «зеленое» развитие страны внесет внедрение экологического, в том числе общественного транспорта, а также налаживание производства электромобилей в Узбекистане и расширение инфраструктуры зарядных станций для них.

Валижон Шавкиев, 
главный научный сотрудник 
Международного института Центральной Азии.

УзА