Не секрет что, возвращаясь домой после работы или во время прогулки, человек может стать жертвой нападения. Такое происходит не только в неблагополучных городах или районах, но и в странах с низким уровнем преступности.
Как правило, злоумышленники выбирают тех, кто не сможет психологически или физически противостоять им. Они легко вычисляют их в толпе по невербальным признакам: походке, движениям и взгляду.
В большинстве стран на законодательном уровне закреплена взаимосвязь между потенциальной или реальной угрозой со стороны нападающего и действиями жертвы, что влияет на последующую ответственность. Сама угроза и ее степень также могут трактоваться по-разному, и человек, защищая себя от вооруженного преступника, может сам оказаться за решеткой.
Кошелек или жизнь?
Сейчас в мировой практике известно много случаев, когда человек, подвергшийся нападению, оказывался на скамье подсудимых и получал больший срок, чем напавший на него преступник.
Практически во всех странах СНГ существует законодательство, гарантирующее право на самооборону, но известно всего несколько подобных уголовных дел, по которым жертва, давшая отпор преступникам, была полностью оправдана. Самый известный из них случай семьи Саркисян. Вечером 7 апреля 2012 года в городе Богородицке Тульской области России четверо вооруженных грабителей ворвались в дом, где проживали предприниматель Гегам Саркисян, его жена, взрослая дочь и четверо малолетних детей, младшему из которых было на тот момент около года. Преступники избили членов семьи, но мужчина смог схватить кухонный нож и нанести троим нападавшим удары, от которых они скончались. Четвертый грабитель скрылся. Хозяин дома был госпитализирован, остальным членам семьи оказали медицинскую помощь. В Следственном комитете Тульской области заявили о возможном превышении бизнесменом необходимой самообороны. Но в его защиту выступил тогдашний губернатор Тульской области Груздев В., написавший в своем Twitter: «Он настоящий мужик, и в обиду его не дадим!»
В данном случае, к счастью, всё закончилось благополучно. Но, это скорее исключение из правила.
Стоит ли женщине учиться драться?
Впервые о необходимости обучения женщин самообороне заговорили в США. Появились клубы самообороны, учитывающие психологические и физические особенности женщин. При этом большинство их тактик и приемов не применимы в условиях СНГ, поскольку они могут нанести вред здоровью нападающего. В последующем женщину могут легко переквалифицировать из жертвы в агрессора, если она начнет тыкать в нападающего ключами или бить его пепельницей по голове, угрожать ему осколком разбитого стекла. Также для женщины владение приемами самообороны может стать отягчающим обстоятельством.
Опять вернемся к примеру. В 2018 году Шпаковский суд Ставропольского края России рассматривал дело Юлии Лопатиной. Её обвинили в убийстве при превышении пределов необходимой обороны. По материалам дела она находилась в квартире со своим знакомым, который был в состоянии алкогольного опьянения. Женщина объявила ему о своем желании расстаться. На этой почве возникла ссора, мужчина стал бить ее ладонями по лицу, пытался задушить, таскал по полу за ноги, выкручивал палец на руке, угрожал убить принесенным из кухни ножом. Опасаясь за свою жизнь, Юлия Лопатина подобрала с пола упавший нож и ударила им несколько раз мужчину в область груди и живота. Он скончался. Юлию Лопатину приговорили к 1 году и 9 месяцам ограничения свободы. В приговоре уточняется, что Лопатина превысила пределы необходимой обороны, поскольку «является кандидатом в мастера спорта по дзюдо, было бы достаточно применить прием самообороны». Получается, что применение особых навыков, как и их неприменение может рассматриваться, как преступление.
Женская самооборона в Узбекистане
Курсы женской самообороны в Узбекистане появились уже давно. Зачастую это просто адаптированные для женщин традиционные единоборства. Они предполагают изучение набора приемов и ударов, полностью игнорируя психологический фактор.
Стоит учесть, что у нападающего всегда есть преимущество, у него припасена стратегия действий. Для женщины же нападение будет полной неожиданностью, и она просто забудет все премудрости рукопашного боя. Последние происшествия, широко обсуждаемые в местном сегменте социальных сетей, заставили общественность вновь вспомнить о проблеме женской самообороны. Большой резонанс в этом году вызвала трагедия студентки третьего курса Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами М. Камиловой. Она заявила о домогательстве со стороны заместителя декана факультета «Профессиональное обучение». По ее словам, он вытолкнул ее из окна, когда она стала звать на помощь. Но как бы изменилась ее судьба, если бы она покалечила нападавшего? Возможно тогда бы у нее уже были проблемы с законом.
Вопрос допустимой самообороны в Узбекистане также проблематичен, как и в других странах СНГ. Разумеется, есть законодательство, но есть и его трактовка. Что касается курсов самообороны, то они продолжают открываться.
Так, посольство США в Ташкенте в сотрудничестве с профессиональными инструкторами по фудокан карате-до, выпускниками программы международного спортивного обмена США, запустили финальный раунд курсов самообороны для женщин и девочек. Курсы направлены на развитие уверенности у женщин и девочек, а также на овладение навыками самозащиты.
Большинство курсов женской самообороны разрешены и пропагандируются только из-за своей малой эффективности, не учитывают психологические аспекты. Женщины по своей природе слабее мужчин и драться наравне с ними никогда не смогут. Другой вопрос стоит ли женщинам в рамках защиты своей чести и здоровья применять более опасные для нападающего методы и тактики?
Роман БОНДАРЧУК, УзА