Прошедшее на днях под председательством главы государства совещание, посвященное вопросам социальной защиты, а также намеченные на нем жизненно важные задачи ярко доказывают, что Узбекистан становится поистине социальным государством.
Действительно, ожидаемые в этом году изменения и нововведения порадовали тысячи семей и миллионов наших соотечественников.
Анализ принятых законов, связанных с социальной защитой населения, показывает, что в течение 1991-2016 годов в сфере соцзащиты было принято 24 закона, а за последние 2017-2023 годы - 44 закона. Кроме того, приняты и внедрены в практику сотни других нормативно-правовых документов.
Также за последние годы основная часть расходов бюджета нашего государства направляется на социальную сферу. В частности, в текущем году почти 50 процентов общих расходов Государственного бюджета, или 151,5 трлн сумов, будет направлено на сферы образования, здравоохранения, социальной защиты населения, науку, культуру и спорт, обеспечение жильем нуждающихся и другое.
В Конституции Республики Узбекистан в новой редакции закреплено, что наша страна является социальным государством. Исходя из этого в нашей стране проводится масштабная практическая работа в этом направлении. В частности, 1 июня 2023 года был принят Указ Президента об оказании качественных социальных услуг и помощи населению. Это стало большим шагом на пути поднятия работы в этом направлении на качественно новый уровень. В соответствии с указом была создана единая система социальной защиты населения, которая до этого осуществлялась разрозненно по всей стране, а также был создан отдельный институциональный орган – Национальное агентство социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан. В областных, районных и городских отделениях агентства начали свою деятельность Центры социальных услуг «Инсон». Оказание этими центрами профессиональных социальных услуг и помощи населению осуществляется при прямом взаимодействии с махаллями. В махаллях налаживается деятельность работников социальных услуг, что поможет решить проблемы путем предоставления качественных и профессиональных услуг.
На видеоселекторном совещании была подчеркнута необходимость коренного реформирования системы, обеспечения адресности и эффективности социальной помощи, определены приоритетные задачи.
Во-первых, на данный момент в махаллях только 28 районов ведут деятельность социальные работники, до 1 июня текущего года поручено организовать их деятельность во всех 9 442 махаллях. Передача махаллям 49 видов социальных услуг, таких как обеспечение людей протезами, оформление пособий и опеки над детьми, оставшихся без попечения родителей, признание пожилых людей, нуждающихся в посторонней помощи и заботе, одинокими, налагает большую ответственность на социальных работников махаллей. Действительно, если нуждающиеся семьи, их нужды и потребности будут изучены адресно, создана прозрачная система информирования жителей махаллей о новшествах в сфере, если к каждой социальной службе будет применен индивидуальный подход, будет проводиться регулярный мониторинг, то это поможет оказывать гарантированную помощь реально нуждающимся гражданам. А это в конечном итоге будет служить достижению нашей главной цели - сокращению бедности, улучшению жизненных условий нуждающихся.
Результат особого внимания государства к вопросу социальной защиты ощущается в нашем обществе. Взять хотя бы вопрос назначения пособий. В последние годы увеличиваются как их виды, так и количество, в частности, в 2021 году пособия получали 404 763 человека, теперь cвыше 600 тысяч наших граждан получают несколько видов пособий. При этом постоянно увеличиваются и размеры пособий. В список пенсионеров входят, в первую очередь, лица с инвалидностью, лишившиеся родителей, потерявшие кормильца, а также неработающие долгое время из-за болезни или по другим причинам. При внесении других граждан в «социальный реестр» оцениваются не только их доходы, но и расходы (условия проживания, коммунальные услуги, налоги, кредитные платежи и т. д.).
Еще один важный аспект – со следующего года в 40 районах будут открыты многопрофильные центры социального обслуживания по реабилитации, оздоровлению и подготовке лиц, осуществляющих уход за лицами с ограниченными возможностями. Это, в свою очередь, будет способствовать улучшению качества жизни лиц, получающих социальную помощь.
На заседании особое внимание также было уделено актуальным вопросам, связанным с созданием «безбарьерной жизни» для лиц с ограниченными возможностями. В целях создания безбарьерной среды лицам с инвалидностью для работы и изучения профессий отменена практика «определения их трудоспособности», инвалидность определяется не по заболеванию, а по способности человека самостоятельно двигаться, говорить и участвовать в общественной жизни.
Определено, что проекты строительства зданий и сооружений должны пройти обязательную экспертизу по созданию благоприятной среды для людей с ограниченными возможностями, а также должны быть приняты меры по созданию для них условий в общественном транспорте, на остановках и перекрестках. Несомненно, внедрение такой новой системы будет способствовать легкой интеграции людей с ограниченными возможностями в общество.
Основная цель таких нововведений – обеспечить точность, прозрачность и справедливость в системе социальной защиты. Чтобы человек, получающий помощь, стремился к лучшей жизни, чувствовал себя настоящим членом общества.
А нам, депутатам, необходимо создавать прочную правовую базу в этом направлении, осуществлять эффективный парламентский контроль, информировать население о нововведениях, внедряемых в системе социальной защиты.
Фирдавс Шарипов,
заместитель председателя
Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса,
член фракции НДПУз.