Если подумать, мои самые близкие друзья всегда были родом из Каракалпакстана.
Помню время, когда я окончила школу и отправилась в Ташкент. Когда я сдавала документы для поступления в Ташкентский государственный (ныне – Национальный) университет, с вопросом «Ничиксиз?» («Откуда вы?»), улыбнувшись, протянула мне руку девушка.
– Я Эльмира из Турткуля, что в Каракалпакстане, – продолжила она. – Моя сестра Анажон, как увидела Вас, сразу сказала: «Подружись с этой девушкой». Анажон работает судьей в Турткуле, на отлично окончила юридический факультет университета.
К нам подошла Анажон и сказав: «Вы будете настоящими подругами», искренне улыбнулась.
Видимо, так было угодно судьбе, что сбылись слова Анажон. Мы обе стали студентками университета. Четыре года, до замужества Эльмиры, жили в одной комнате, учились в одной группе. На 4-м курсе Эльмира вышла замуж за парня из Турткуля по имени Фарход. У них родился сын Шерзоджон, и мы вдвоем растили его. Я ходила на 1-ю пару, потом ухаживала за ребенком, а Эльмира шла на 2-ю пару.
Мы вместе окончили университет. Все завидовали нашей дружбе. С нами учились молодые люди из разных областей, но почему-то получалось так, что я дружила только с каракалпаками. Если я поздно возвращалась, Эльмира не ужинала – ждала меня. Однажды Эльмира заболела. Я повела ее в поликлинику №32. По дороге я купила два мороженых «Эскимо», протянула одно Эльмире, но она отказалась, сказав, что и так голова болит. Я выбросила оба мороженых в урну. Понимая, что поступила неправильно, почему-то была рассержена. На следующий день, когда я вернулась с учебы, увидела на столе целую горку мороженого «Эскимо». «Теперь мы вместе съедим все это», – улыбнувшись, сказала Эльмира. Муж Эльмиры Фарход тоже стал для меня настоящим другом.
После окончания университета все пошли своей дорогой, но Турткуль и Карши связывали письма. Мы не могли забыть и проведенные радостные дни, и то, как вместе решали возникающие проблемы. В 1988 году, когда я окончила высшую партийную школу, прилетев из Нукуса, Фарход с букетом цветов первым поздравил меня. Затем я, мой муж и Фарход с телебашни позвонили Эльмире, не имевшей возможности приехать на торжество по случаю рождения ребенка.
… Моя старшая невестка долго не могла иметь детей. Однажды позвонила Эльмира.
– Можешь приехать?
Забеспокоившись, я собралась в путь. В аэропорту меня встретил Фарход со вторым сыном Бекзоджоном. Проезжая через реку Амударья, Бекзод остановил машину:
– Тетя Комила, бросьте монету в реку и загадайте свое самое сокровенное желание.
Моим желанием, естественно, было одно – чтобы у моего сына появился ребенок. Я так и сделала.
Оказалось, что Эльмира вызвала меня именно для этого, не хотела, чтобы я страдала, она желала, чтобы моя мечта исполнилась.
Вернувшись из Нукуса, буквально через 5-10 дней я узнала приятное известие. И за это счастье я безгранично благодарна сыну Эльмиры Бекзоду, благодарна Амударье…
...В 2010 году, когда меня избрали депутатом, в здании Олий Мажлиса судьба свела меня с Жамилой Ниязовой, избранной депутатом от города Нукуса. Мы подружились.
– Жамила-опа, почему везде, где бы я ни была, каракалпаки становятся моими настоящими друзьями? – спросила как-то я.
Жамила-опа улыбнулась искренней, красивой улыбкой: «Потому что мы одной крови».
Десять лет мы прожили в одном многоэтажном доме. Десять лет ездили на работу в одной машине. В 2019 году безвременная смерть забрала Жамилу-опа, мы на самолете отправились в Нукус и в кругу ее родных провели траурную церемонию.
Сегодня мы поддерживаем связи с ее детьми.
...Волнения на улицах Нукуса встревожили меня, я начала набирать номера телефонов моих друзей.
– Да, есть такие, кто не может равнодушно смотреть на нашу сплоченность и дружбу, но никто не в силах ее разрушить, ведь мы – единое целое...
В голосах Фархода и Эльмиры чувствовались любовь, уважение и вместе с тем сожаление о происходящем.
– Это исходит не от каракалпаков, это действия подстрекателей, которые завидуют нашей дружбе, нашему миру. Хорошо, что у нас есть мудрый Президент. Мы доверяем ему и сожалеем о том, что все это стало причиной тревоги для него...
Фарход, будто прося прощения, продолжил:
– Назира, которую я недавно поздравил с наградой, Зафар-ога, Жолдасбек, Шерзоджон, которые справили дни рождения... Пальцев не хватит, чтобы пересчитать друзей. Все они сожалеют о происходящем…
Все будет хорошо, я уверен. Осенью состоится свадьба моего внука, вы все приедете. Урожай риса отменный. Повезу вам в Карши. Пусть враги увидят нашу дружбу. Увидят и признают: дружба этих народов вечна...
Фарход также сказал, что на улицах воцарился порядок, приезд главы государства принес мир.
Спокойствие на каждой улице Каракалпакстана – это и мое спокойствие. Никто не сможет подорвать нашу дружбу. Я верю в это, в этом уверены и мои каракалпакские друзья. Наша дружба вечна!
Комила КАРОМОВА,
заместитель хокима Кашкадарьинской области – начальник управления семьи и женщин.
УзА