Oʻzbek
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Нидерландский журналист: "Узбекские солдаты сумели сохранить честь, гордость и человечность..."
22:45 / 2020-03-03

В 2020 году в международном масштабе будет праздноваться 75-летие Победы во Второй мировой войне.

В 2020 году в международном масштабе будет праздноваться 75-летие Победы во Второй мировой войне. Известно, что в достижение победы несравнимый вклад внес и узбекский народ. Память о погибших на войне наших отцах и дедах, трудившихся в тылу соотечественниках навсегда сохранится в наших сердцах.

На фронтах Второй мировой войны воевали более 1,5 миллиона сынов нашего народа. Многие из них погибли. Сегодня продолжается поиск  захоронений узбекских воинов и увековечивание их памяти.

В годы войны многие солдаты погибли на территории Нидерландов. Позже в память почти о тысяче из них было создано мемориальное кладбище. Нам известно, что среди этих бойцов 101 был из Центральной Азии. До недавнего времени не было достоверной информации об этих солдатах, ведь их родственникам были направлены короткие извещения: "Пропал без вести".

Обновляемый Узбекистан знают во всем мире. Укрепляются дружеские связи с зарубежными странами. Начата активная работа по установлению личностей узбекских бойцов, обретших вечный покой на земле Нидерландов.

В этом процессе важную роль играют исследования нидерландского журналиста Ремко Рейдинга, на протяжении 20 лет изучающего судьбы безвестно погибших воинов.

Корреспондент УзА по  интернету связалась с Р. Рейдингом и поинтересовалась результатами его исследований.

Р. Рейдинг несколько лет работал в России, затем вернулся в родной город Амерсфорт, где от своего друга узнал, что в окрестностях города есть "Советское кладбище".

– Я удивился, потому что ранее не знал об этом, – говорит Р. Рейдинг. – Я поехал на это кладбище, начал изучать архивные документы о похороненных там солдатах и искать свидетелей. Так я выяснил, что на кладбище похоронены 865 бывших советских солдат. Большинство из них погибло в разных местах Нидерландов и Германии, а их тела позже привезли на это кладбище.

Как выяснилось, иной была судьба 101 бойца, их личности и имена не установлены, но все они были убиты здесь, в Амерсфорте...

Небольшой нидерландский городок Леусден и Ташкент разделяют 4800 километров. Это маршрут, который сегодня можно преодолеть на самолете за 6 часов.

Однако для 101 солдата, взятого в плен в начале этой жестокой войны, развязанной фашистами против бывшего союза 22 июня 1941 года, этот путь по Европе был наполнен страшными мучениями.

Их привезли в концлагерь, в течение 15 дней держали раздетыми в клетке под открытым небом. Фашисты проводили съемки этой неприглядной картины, каждую неделю возили в таких условиях солдат для показа населению города Амерсфорта.

Фашисты морили пленных голодом, бросали хлеб в клетку с намерением увидеть и заснять на пленку, как солдаты, страдающие от холода и голода, будут драться за него. Но измученные пленные поровну распределяли между собой этот хлеб. Не получив ожидаемого результата, фашисты позже разместили их в отдельном бараке. Этих солдат называли "untermenschen" – "получеловек".

Мало осталось свидетелей этих ужасов. Один из них – 91-летний Хенк Брукхаузен. В то время, когда привезли пленных, он был подростком.

– Закрываю глаза, и представляю их лица, – рассказывает Х. Брукхаузен. – Они были одеты в рубища, даже не были похожи на солдат. Были видны только их лица. Нацисты привезли пленных на поезде, потом пешком провели по центральной улице в концлагерь. Пленные были очень худы, измождены, без обуви, ноги были обернуты старыми портянками. Некоторые не могли идти, их поддерживали друзья. Я помню, как некоторые из них жестом просили у вышедших на улицу жителей поесть. Мы вынесли воду и хлеб. Но нацисты схватили все и выкинули. Они не позволяли оказывать им помощь, кричали, чтобы мы не помогали им, что они – враги.

Согласно сохранившимся документам об этих пленных, большинство из них были узбеками, остальные – казахами или кыргызами. Всю зиму пленные подвергались пыткам. Треть из них, не выдержав этого, умерла зимой. Некоторые стали жертвами медицинских опытов. Про оставшихся 77 солдат трудно было сказать, живые они или мертвые. Только иногда можно было видеть, как некоторые из них выходили из барака, еле-еле передвигая ноги.

Оставшиеся в живых пленные ранним утром 9 апреля 1942 года были расстреляны в лесу. Но и этого было мало нацистам, чтобы замести следы преступления. Они залили тела известью и подожгли. Сейчас на месте казни солдат установлен памятник – Monument Koedriest.

После многолетних поисков родственникам некоторых из 865 солдат посчастливилось узнать и посетить место захоронения пропавших без вести близких им людей.

Узбеки, посетившие находящееся в окрестностях города Амерсфорта кладбище с захоронениями 101 неизвестного солдата, принесли туда привезенную из Узбекистана землю. Вместе с этим они взяли землю с этого кладбища, чтобы отвезти ее в Ташкент на мемориальный комплекс.

Представители Навоийской области побывали на почетной площади города Леусдена. Они посетили место захоронения неизвестных солдат, положили привезенную с родной страны землю и согласно узбекскому обычаю установили у захоронения кувшины из вашей республики. Каждый год в память о жертвах войны проводятся поминальные церемонии.

Согласно исследованиям установлено, что большинство из казненных солдат были узбеками. 764 из 865 солдат похоронены и в других местах. Убежден, что среди них также были узбеки. К сожалению, 101 солдат – это лишь капля в море среди миллионов жертв войны.

Но надежда не умирает. Мы работали и неустанно стремились установить хотя бы одно имя 101 солдата, казненного в Амерсфорте или его окрестностях.

И такая возможность появилась. Находившийся в плену вместе с узбеками голландец Геррит де Уилде написал портреты 7 пленных, назвал предположительные имена двух солдат. Конечно, мы провели исследования, связанные с их судьбой. В Книге памяти нашли запись о солдате с одним из указанных имен. Это был солдат из Узбекистана, значащийся в списке пропавших без вести.

Геррит де Уилд написал на портрете  "Кадеру Хатам", что очень близко имени Чатам Кодиров.

Прибыв в Узбекистан, мы нашли расположенное в Самаркандской области, но не указанное на карте село Наврузтепа. Узнали, что до начала Второй мировой войны в этом селе жил парень по имени Чатам Кодиров. Когда началась война, ему было 22-23 года. Судьба ушедшего на фронт Чатама была неизвестна его родственникам и односельчанам. В девяностых годах его имя внесли в Книгу памяти. В восстановлении сведений о Чатаме Кодирове нам помог житель села Наврузтепа Абдулла Расулов.

– В 1941 году в махалле было около сорока семей, – рассказал А. Расулов. – Одновременно на фронт ушли тридцать человек, из них вернулись только двенадцать. В 1941 году на фронт ушел и старший брат Чатама Рустам Кодиров, который тоже пропал без вести.

Мы ознакомились с историей села Наврузтепа, но, к сожалению, нам не удалось найти семью Чатама Кодирова.

На протяжении 20 лет мы ведем исследования. Я начал эту работу с изучения судеб 865 неизвестных солдат. К настоящему времени благодаря архивным документам удалось изучить жизненный путь более 250 солдат, установить личности 210 солдат других национальностей.

К сожалению, все еще неизвестной остается судьба 101 солдата. У меня есть лишь несколько портретов и отдельные сведения о них. На портретах указаны всего два имени: Зоир Муратов и Хотам Кодиров. Они попали в плен под Смоленском, в Амерсфорт их привезли 27 сентября 1941 года. Они были среди 77 человек, которых казнили последними в 1942 году.

Судьба пленных, находившихся в концлагере Амерсфорта, подвергавшихся страшным и жестоким пыткам, но сумевших сохранить честь, гордость и человечность, стала известна не только в Нидерландах и Узбекистане, но и во всем мире.

Я стал близким другом и почетным гостем вашей страны. В нынешний мой приезд мне посчастливилось встретиться со специалистами Национального агентства "Узбеккино" и ознакомиться с процессом съемок документального фильма, посвященного памяти этих солдат.