Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Национальная идея – ключ к поставленным целям
18:46 / 2023-04-13

Какой должна быть национальная идея Узбекистана? Главным образом отражающей цели по качественному образованию, эффективной науке и служащей национальным интересам.

Мы живем в очень сложном и агрессивном мире. Политическая нестабильность, национализм, взаимные конфликты, попытки гегемонии требуют от нас большей национальной сплоченности, чем когда-либо прежде. Единство же формируется на основе высокой национальной идеи, которая является ключом к достижению поставленных целей. 

Какой должна быть национальная идея Узбекистана? В нынешнее неспокойное время этот вопрос продиктован самой жизнью. Отсутствие идей или их несостоятельность ослабляет нацию, приводит к застою. Если вдуматься глубже, оглядеться вокруг, то можно убедиться, что в основе всех без исключения великих исторических событий лежит правильно избранная и неизменная национальная идея. 

Настало время продвигать национальную идею Узбекистана, основой которой, несомненно, должно стать воспитание высокоинтеллектуального поколения. Появление такого поколения, проникновение его во все слои общества приведет к положительным изменениям существующих в стране отраслей, их обновлению и развитию. 

Великий восточный философ Конфуций был тысячу раз прав, когда говорил: «Невежество – самая темная ночь для человечества». Ведь если знание возвышает человечество, то невежество тянет его ко дну, в бездну. Примеров этому в истории человеческой цивилизации множество, вот почему общество, нацеленное на процветание в будущем, стремится к знаниям, обучает молодое поколение.

С точки зрения логики высокий интеллект – это безграничная сила, революция, беспощадно стирающая все пороки национального сознания. Высокий интеллект позволяет человеку познать и понять Родину, гордиться своей нацией, страной. Он посвящает свою жизнь борьбе за их интересы.  

Президент сказал: «В основе всех наших усилий лежит образование. Какой бы регион я ни посещал, всегда общаюсь с молодежью и рабочими крупных предприятий. Когда я спрашиваю: «Что вас беспокоит?», они говорят о недостатке знаний. Как развитые страны достигли сегодняшнего уровня экономики? За счет знаний! Вот почему мы пытаемся прежде всего улучшить образование. 2023 год мы назвали «Годом заботы о человеке и качественного образования». Теперь в наших школах должны утвердиться совершенно новая атмосфера и качество».

Безусловно, от знаний и потенциала нации зависят будущее Нового Узбекистана, построение Третьего Ренессанса, свобода и благополучие общества. Как говорил основатель «сингапурского чуда» Ли Куан Ю: «Талантливые люди – это самое ценное достояние страны». 

С этой точки зрения определение национальной идеи Узбекистана, воспитание поколения с высоким уровнем знаний, интеллекта – историческая необходимость. 

Впервые понятие «национальная идея» появилось после провозглашения независимости Узбекистана, однако ввиду своей абстрактности оно так и не прижилось в народе. Между высокопарными словами и жизнью лежала огромная пропасть. 

Президент Шавкат Мирзиёев взялся за практическую работу по воплощению национальной идеи. Ее основное значение заключается в следующем: чтобы воплотить в жизнь заветные мечты наших просвещенных предков, мы поставили стратегическую задачу создания в нашей стране фундамента нового Ренессанса. С этой целью осуществляем коренные реформы в области науки, образования и культуры, в первую очередь придавая первостепенное значение организации системы образования исходя из требований времени, усилению роли и влияния учителей и наставников в жизни нашего общества.

Неслучайно в основе выдвигаемой национальной идеи лежит качественное образование и эффективная наука. За прошедший период мы завели и науку, и систему образования в тупик. Репутацию учителя и ученого сравняли с землей. Учебно-образовательная работа была полностью сорвана. Детские сады закрыты. Здания приватизированы. Дети дошкольного возраста остались дома. В возрасте от пяти до семи лет, когда ум ребенка находится на пике своего развития, он был предоставлен самому себе. Родители в целях заработка выехали за границу. В результате на наших глазах появилось необразованное и некомпетентное поколение.

Знаменитый итальянский экономист-историк Карло Чиппола писал, что невежественные люди опаснее преступников. У преступников есть цель, а у глупых нет, поэтому предсказать их действия невозможно. Они сделают вам больно без всякой причины, без цели, без плана. Они появляются в самом неожиданном месте, в самое неудобное время.

Есть ли способ победить этот  порок? 

Безусловно, это можно сделать с помощью качественного образования, пробуждения «дремлющего гения» нации. Это значит, что мы должны зажечь интеллектуальный факел, способный осветить путь перед молодым поколением. 

Когда мы задали лауреату Нобелевской премии Азизу Санджару, посетившему Самаркандский государственный университет в 2018 году, вопрос о том, с чего следует начать реформы в образовании, он ответил: «С дошкольного образовательного учреждения…». 

Хочу продолжить мысль известного ученого и сказать, что очень важно также повышать ответственность матерей. Если рождение ребенка – естественный процесс, то нельзя забывать, что его воспитание – великий долг семьи перед обществом. 

Девиз Гарвардского университета (Кембридж, штат Массачусетс, США) гласит: «Страдания при обучении – временны, страдания от невежества – вечны!». Вот почему мы должны как можно скорее избавиться от пороков, сдерживающих развитие нации. Вместо того, чтобы тратить огромные средства на пышные свадьбы, потакать капризам, мы должны дать своим детям хорошее воспитание и образование. Неправильно сидеть сложа руки и ждать, когда государство решит все твои проблемы. 

Стоит напомнить, что государство создает необходимые возможности, а вы решаете – воспользоваться ими или нет. По инициативе Президента полностью реформирована система школьного образования, приостановлена деятельность колледжей, оказавшихся неэффективными. Доступ молодежи к высшему образованию расширен до беспрецедентного уровня. Словом, образование стало локомотивом развития нашей страны. 

Учителя и преподаватели, наставники и воспитатели, учащиеся и студенты освобождены от принудительного труда.  Отныне они занимаются лишь образованием и просвещением. Ученые, уехавшие за границу или вынужденные сменить профессию из-за экономических трудностей и низкой заработной платы, возвращаются на Родину.

Вновь открыты двери высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений для ученых, претерпевших сокращения.

Только просвещенная нация, свободный народ захвачены национальной идеей, заняты ее претворением в жизнь. Национальная идея становится священным чувством, поэтому в ней должны быть воплощены качественное образование, эффективная наука и национальные интересы.

Как свидетельствует история, страны обрели могущество, стали процветающими, когда в них получили должное развитие наука и образование. Были построены тысячи школ и медресе – самых высоких, величественных зданий в центре наших городов, созданных для обучения детей… 

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф, известный в исламском мире религиозный ученый и улема, сказал, что в Коране слово «знание» встречается 765 раз. 

Думаю, первое, о чем сегодня нужно говорить в мечетях, махаллях, в разных кругах и на собраниях,  об образовании, улучшении генофонда нации, понимании роли семьи в воспитании детей. Другого пути нет. Только качественное образование даст нужный результат.
Возникает еще один актуальный вопрос: почему наши религиозные наставники не продолжают добрые дела наших великих ученых на пути распространения просвещения? Не утверждают, что решение проблем нации и страны лежит в науке и образовании?

Некоторые неприятные ситуации, происходящие в жизни, также считаются плодом невежества. Как железо разъедает ржавчина, так человека – бездуховность и невежество. Будущее любой страны – это просвещенная и знающая, образованная молодежь, поэтому овладение знаниями должно стать нашей основной задачей. Начиная со школьной скамьи, нужно прививать подрастающему поколению любовь к чтению, познанию мира, а главными мотиваторами должны стать учителя.

Нужно признать, школа нуждается в обновлении, свежем глотке воздуха. И для этого нужна национальная идея, способная захватить сознание и стать движущей силой. Только тогда она станет жизнеспособной.

В современном мире страны с передовыми наукой и образованием доминируют во всех отношениях. Они расходуют на это огромные средства, переманивают талантливых ученых и специалистов. 

Ставя перед собой цель создать социально совершенное, экономически развитое государство, стабильное общество, в котором интересы человека занимают первое место, мы должны понимать, что ее фундаментом должны стать образование и наука, опережающие время. Именно эта истина озвучена Президентом и постепенно становится главенствующей в сознании нашего народа. 

Джадиды, являвшиеся передовыми деятелями своего времени, в чрезвычайно сложных и трудных условиях выступали с идеей достижения национального развития путем распространения знаний и просвещения, коренного реформирования области образования. Для этого они учреждали школы и театры, издательства и библиотеки, газеты и журналы, отправляли талантливую молодежь на учебу за границу. Их благородные инициативы и действия повлияли на жизнь общества, превратились в могучую волну.

Сегодня мировое сообщество высоко оценивает внимание, уделяемое лидером Узбекистана науке и системе образования. Мир стремится к сотрудничеству с нашей страной, все охотнее проявляя инициативу в этом отношении.

Легко уничтожить нацию, которая не имеет национальной идеи или не следует ей, ведь тогда она лишается собственной опоры. 

Считаю, что высокоинтеллектуальное поколение, владеющее самыми современными и разносторонними знаниями, – тот самый фундамент, на котором должна базироваться новая национальная идея Нового Узбекистана.

По сути, национальная идея – единственный и главный способ решения всех проблем, стоящих перед страной. 

Рустам Холмуродов,
ректор Самаркандского государственного университета, 
заслуженный деятель науки Республики Узбекистан, 
член Сената Олий Мажлиса.