French
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Начало нового партнерства между ЕС и Узбекистаном
13:12 / 2021-04-21

После двухлетнего процесса переговоров и регулярных проверок Европейскойкомиссией, которые затянулись из-за пандемии COVID-19, ЕС, наконец, признал Республику Узбекистан девятой страной-бенефициаром специальной системы стимулирования устойчивого развития и надлежащего управления, более известной как GSP+.

В соответствии с новым форматом ЕС начнет применять преференциальный режим для товаров, импортируемых из Узбекистана, обеспечивая полную отмену тарифов для более чем 66 процентов позиций, охватывающих очень широкий спектр товаров, включая, например, текстиль и рыболовство, пишет Вита Кобиела в издании «EU Reporter» в  статье под заголовком «Расширение статуса бенефициара Узбекистана до GSP+ знаменует начало нового партнерства между ЕС и Узбекистаном» от 13 апреля.

Для получения схемы GSP+ необходимо выполнить строгие критерии. Узбекистан сначала должен был соответствовать экономическим критериям, а затем политическим (самым сложным), то есть, ратифицировать 27 международных конвенций по правам человека, климату, трудовым правам и т.д. Однако недостаточно просто ратифицировать их: все они должны быть внедрены и реализованы под контролем Европейской комиссии и ЕСВД.

Такое развитие двусторонних отношений еще раз показывает, что Узбекистан очень важен для ЕС, и его растущее значение как надежного экономического партнера в регионе ЦентральнойАзии получает признание.

Стоит отметить, что это значение было признано не только ЕС в целом, но и его государствами-членами.

Конечно, продолжает автор, с экономической точки зрения, схема GSP+ дает Узбекистану больше преимуществ. Ранее около 74% всего экспорта в ЕС осуществлялось в рамках предыдущей системы GSP. При этом ожидается, что после получения GSP+ эти объемы удвоятся, что увеличит экспорт и привлечет дополнительные инвестиции в страну. Приверженность GSP+ к устойчивому развитию еще больше укрепляет международную позицию Узбекистана как надежного и дальновидного экономического партнера.

Однако для ЕС это обновление двусторонних отношений не имеет ничего общего с экономическими интересами. Несмотря на то, что ЕС является четвертым по величине торговым партнером для Узбекистана (в общем объеме торговли на 2019 год), все же по сравнению с партнерами ЕС по Договору о свободной торговле, а также Углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли, присутствие Узбекистана на европейском рынке минимально. 

Например, когда дело доходит до торговли агропродовольственными товарами, Узбекистан находится на 95-м месте в ЕС, как экспортер продуктов питания, те же цифры касаются других товаров, таких как машины, транспортное оборудование и т.д.

Тем не менее, они могут измениться после заключения нового Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве, которое все еще находится в процессе переговоров.

Самым большим преимуществом GSP+ для ЕС является то, что он дает ему право регулярно контролировать выполнение вышеупомянутых 27 международных конвенций, и в то же время позволяет Брюсселю продвигать универсальные ценности и обеспечивать их строгое соблюдение в Узбекистане.

В ходе пресс-конференции в Ташкенте глава Представительства ЕС в Узбекистане, посол Шарлотта Адриан отметила: «Применение системы преференций GSP+ 
в отношении Узбекистана очень своевременное, особенно в период, когда страна восстанавливается после COVID-19. Это также хороший стимул для дальнейшего осуществления реформ в Узбекистане, связанных с выполнением 27 основных международных конвенций в области окружающей среды, прав человека и труда, а также надлежащего управления».

Министр инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан Сардор Умурзаков на той же пресс-конференции заявил: «Решение Европейского союза о предоставлении нашей республике статуса страны-бенефициара GSP+ было принято с учетом ощутимых результатов масштабных реформ и преобразований, проводимых под руководством и по инициативе Президента Республики Узбекистан, которые направлены на создание демократического государства с сильными институтами управления и гражданского общества».

Как отмечается, получив доступ к единому европейскому рынку и вытекающие из него выгоды, а также успешно реализовав международные конвенции, узбекский бизнес, гражданское общество и власти будут заинтересованы в продвижении своих отношений с ЕС, делая свои первые шаги к европейскому пути развития.

В заключение автор подчеркивает, что Узбекистан  встал на путь экономических и политических реформ с 2016 года. Многие достижения свидетельствуют о политической воле к модернизации и преобразованию страны. Этот новаторский подход ставит Узбекистан в центр  ЦентральнойАзии, региона, который сам по себе является объектом повышенного внимания в контексте Стратегии взаимодействия ЕС.

Повышение статуса Узбекистана с GSP до GSP+ знаменует собой начало нового пути в партнерстве между ЕС и Узбекистаном, основанном на стабильном и долгосрочном расширенном сотрудничестве. Следующими шагами являются заключение Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве, помощь Узбекистану во вступлении в ВТО и дальнейшее развитие этого позитивного импульса, чтобы наконец соединить Европу с Азией, активизируя свои отношения со странами Центральной Азии.