Автомобили для новых реалий. Как китайская “BYD” и "Узавтосаноат" намерены построить электромобильное будущее Узбекистана
Экологически чистый транспорт – электромобили – постепенно завоевывают рынки. По всему миру строится инфраструктура, развиваются сети зарядных станций, а в некоторых странах заявляют и о вовсе футуристичных планах – создании дорог, которые будут сами заряжать проезжающие автомобили. Власти Узбекистана, чтобы не остаться в стороне от этого глобального тренда, уже приступили к разработке стратегии развития этого сегмента с привлечением зарубежного стратегического партнера. Им стала китайская компания BYD – один из мировых лидеров по разработке и выпуску электромобилей.
Мировые производители один за другим объявляют о намерении сделать выпуск электромобилей своей главной целью. Кто-то рассчитывает, что машины на батареях составят часть продаж компании, другие намерены и вовсе попрощаться с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), причем как с дизельными, так и бензиновыми. И это логично, так как массовый переход на электротранспорт объясняется производителями прежде всего заботой об экологии.
Так, например, General Motors – давний партнер отечественного автопрома – еще в январе прошлого года заявил, что намерен перейти на выпуск автомобилей исключительно с нулевыми вредными выбросами. В качестве дедлайна американский концерн установил себе 2035 год. К этой же временной отсечке все производство компании должно перейти на возобновляемые источники энергии, а к 2040 году компания планирует стать полностью углеродно нейтральной, то есть свести выбросы парниковых газов в атмосферу в целом к нулю.
В плане развития электромобилей Узбекистан идет в рамках глобальных трендов. В середине февраля этого года президент Узбекистана провел знаковое совещание для развития отечественного автопрома, после которого было много громких новостей и интересных инициатив. При этом один из проектов, который потенциально может стать основой для будущих успехов отрасли, остался практически незамеченным. В частности, Шавкат Мирзиёев поручил в течение трех месяцев внести в правительство стратегию развития инфраструктуры для электромобилей, а также определить стратегического партнера, который поможет «Узавтосаноат» войти в новую технологичную эпоху. Эксперты отмечают, что для Узбекистана успешное освоение производства электромобилей может стать выходом в плане трансформации устаревшей модели отечественного автопрома, который уже долгое время подвергается критике за свою неэффективность при том, что отрасль получила огромные налоговые и таможенные льготы за последние 25 лет.
***
Древние жители Узбекистана оказались генетически родственны современным европейцам
Фигурка сидящей женщины, изготовленная в Бактрии более 3500 лет назад из хлорита и известняка
Ж-л Molecular Biology and Evolution. Палеогенетики проанализировали 27 геномов людей железного века, останки которых были обнаружены в Южном Узбекистане, и выяснили, что основной вклад в местные популяции скотоводов внесли предки из Ирана и Анатолии, а также евразийские степняки. Древнее население исследованного региона оказалось генетически более родственным современным европейцам, нежели популяциям из Средней Азии, что стало следствием демографических изменений, происходивших в последние две тысячи лет. На территориях современных Узбекистана, Афганистана и Таджикистана расположена историческая область Бактрия, где в эпоху бронзы возникла развитая цивилизация, существовавшая параллельно с соседними Индской и Древневавилонской. Известность она получила благодаря раскопкам Бактрийско-Маргианского археологического комплекса, относящегося к XXIII–XVIII векам до нашей эры. Большая часть археологов склонна считать эту цивилизацию преемницей ближневосточной неолитической традиции, на которую оказало существенное влияние индоиранское население андроновской культурно-исторической общности. В раннем железном веке (около 1500–1000 годов до нашей эры) в Бактрии появилась язская археологическая культура. В целом эта эпоха характеризуется крупными сдвигами в материальной культуре, связанными с ростом мобильности и контактов с соседними регионами. Вплоть до появления около 30 года нашей эры Кушанского царства Бактрия несколько раз входила в состав крупных древних государств — Персидской империи, Греко-Бактрийского царства, что также могло сказаться на генетическом разнообразии местных популяций.
Результаты исследования показали, что древнее население Узбекистана находится в кластере с географически близкими древними популяциями бронзового и железного века из евразийских степей и Центральной Азии. Генетически население железного века восходит главным образом к иранским и анатолийским земледельцам, а также в меньшей степени к западноевропейским охотникам-собирателям и жителям Восточной Азии. В большинстве случаев популяция железного века из Узбекистана оказалась генетически ближе к населению позднего бронзового века из Турана, Алтая и Восточной Европы. При сравнении выборки с геномами современных людей ученые выяснили, что они родственны европейскому населению в большей мере, нежели среднеазиатскому или кавказскому. Среди популяций евразийских степей раннего и среднего бронзового века исследованная выборка продемонстрировала наибольшее сходство с представителями афанасьевской культуры.
Генетики пришли к выводу, что население Узбекистана в железном веке происходило от степных скотоводов финальной стадии эпохи бронзы, которые смешивались с более поздними популяциями железного века в Восточной Азии и Туране. Генетическая близость к современному европейскому населению объясняется общими предками из Анатолии и евразийских степей. Более низкое родство с современным населением Узбекистана указывает на существенные демографические изменения, происходившие в последние две тысячи лет, в результате которых оно получило дополнительную примесь от восточноазиатских и сибирских народов.
***
Узбекская служба BBC завершила съемки документального фильма "По следам бабуридских принцесс"
BBC News. Узбекская служба BBC завершила съемки документального фильма "По следам бабуридских принцесс". Картина рассказывает о нераскрытых гранях жизни женщин в семье царя и поэта Бабура, который широко известен на Западе как основатель империи Моголов. Как и герои этого фильма, снятого в Узбекистане, Индии и Афганистане, принимавшие участие в нем специалисты и собеседники – это женщины. Автор фильма, узбекский журналист BBC News Гульсевар Замон изучил историю женщин, являющихся представителями трех поколений семьи Бабур-шаха. Это бабушка Бабура со стороны матери Эсон Давлат бегим, сестра Хонзода бегим и дочь Гулбадан бегим. Гулсевар в ходе своих исследований провел беседы с учеными- литературоведами Буробией Ражабовой, Каромат Маллахужаевой в Узбекистане, с писателем Ира Мухоти в Индии. Ира Мухоти является автором книги "Дочери солнца: королевы, принцессы и госпожи империи Моголов". Главный вопрос – почему принцессы когда-то могущественной династии так и не заняли достойное место в исторических книгах.
"В документальном фильме "По следам бабуридских принцесс" мы пытались восстановить путь женщин, которые исчезли из истории. 500 лет назад они были в центре могущественной династии, как знатные и выдающиеся лидеры, и когда мы рассказывали об их истории, были поражены тем, насколько в свое время эти влиятельные женщины были в почете и уважении мужчин", – рассказала руководитель проекта, редактор BBC News Дилором Ибрагимова. По ее словам, в фильме авторы хотели передать историю этих влиятельных женщин сегодняшнему молодому поколению.
***
Ваши пожелания, предложения и замечания о нашем цикле “На страницах мировой прессы” просим направлять по адресу pochta@uza.uz.
Подготовил И. Абдумаликзода, УзА