Как Узбекистан становится приоритетным партнером Китая в Центральной Азии?
Драйвером расширения партнерства Узбекистана с Китаем выступает торгово-экономическая сфера. Китай стал крупнейшим торговым партнером Узбекистана и удерживает эту позицию. По данным Госкомстата сегодня 16,8% внешнеторгового оборота Узбекистана приходится на Китай. Далее следует Россия (14,8%), Казахстан (7,3%), Республика Корея (5,8%), Турция (5,2%), Кыргызстан (2,4%) и Германия (2,1%). Узбекский экспорт в Китай расширяется, но пока львиную долю составляет стратегическое сырье: природный газ, уран, медь, хлопок и минеральные удобрения. Наиболее значимым из этих товаров является природный газ, поставки которого в КНР, согласно двустороннему договору купли-продажи природного газа от 2011 г., рассчитаны на 25 лет.
Расширяя сферы сотрудничества с Китаем, Ташкент рассчитывает на увеличение объемов инвестиций. По этому показателю Узбекистан пока уступает соседнему Казахстану. Хотя стоит отметить, что в последнее время Китай вкладывает все больше инвестиций в узбекскую экономику. За последние три года было освоено 3,9 млрд долл. капиталовложений из КНР. Узбекистан намерен довести ежегодный объем привлекаемых китайских инвестиций до 5 миллиардов долларов к 2025 году. Из-за эффекта низкой базы выход китайских компаний на узбекский рынок происходит стремительно и по всем секторам. Расширение влияния китайских компаний становиться повсеместным. Так, китайские компании входят такие области как телекоммуникации, промышленность, военная и гуманитарные отрасли. В числе наиболее крупных объектов китайских инвестиций можно назвать: «UzbekTelecom» в ближайшее время получит 107 млн. долл. от корпорации «Huawei» на модернизацию и развитие сети широкополосного доступа и 50 млн. долл. от корпорации «ZTE» на расширение перечня коммутационного оборудования по технологии NGN и модернизацию сети мобильного широкополосного доступа национального оператора «UzMobile.
В январе 2020 года с компанией «Sinotruk» было подписано соглашение о создании совместного предприятия «Uz Truck & Bus Motors» по производству тяжёлых грузовых автомобилей. Китайская компания «China Gezhouba Group Corporation» (CGGC) начала строительство новой тепловой электростанции мощностью 1500 МВт в городе Ширин Сырдарьинской области. ТЭС ежегодно будет потреблять порядка 2 миллиардов кубических метров природного газа, а производство электроэнергии достигнет 10 миллиардов киловатт-часов. Для привлечения крупных инвестиций нужны масштабные проекты, наподобие инвестиционного соглашения между Казахстаном и Китаем по переносу предприятий на сумму 27 млрд долларов. Но в ближайшее время Узбекистан и Китай могут договориться о крупных проектах.
***
Объемы продаж электромобилей в мире в 2020 году выросли на 70%
Китайская компания была выбрана не случайно. Сейчас «BYD» (построй свои мечты)– это один из крупнейших в мире автопроизводителей, он выпускает малолитражки, седаны, в том числе и бизнес-класса, кроссоверы, гибридные авто, электрокары и электробусы. Производственные базы компании расположены в четырех городах: Пекине, Шанхае, Шэньчжэне и Сиане. Ежегодно группа по научным исследованиям и опытным разработкам концерна получает около 500 патентов в области автомобилестроения. Компания «BYD» не похожа на других гигантов автопрома. Первоначально она была известна тем, что крайне быстро выбилась в лидеры рынка аккумуляторных батарей для мобильных телефонов. Причем «BYD» стала не просто крупным, а самым крупным в Китае и вторым в мире.
О потенциале китайской компании говорит один небольшой факт: недавно «BYD» удалось опередить знаменитую «Tesla» на внутреннем рынке по продажам электромобилей. А ведь всего пару лет назад американцы подшучивали над китайскими конструкторами, не считая их своими конкурентами. Сегодня в Узбекистане разница в стоимости электромобиля среднего класса и бензинового аналога составляет от пяти до десяти тысяч долларов. В 2021 году в Узбекистан из 11 зарубежных стран было импортировано 809 электромобилей на 16,9 миллиона долларов. По сравнению с 2020 годом импорт электромобилей увеличился в 6,2 раза или на 679 автомобилей. При этом львиная доля таких авто – примерно 90 процентов – была завезена из КНР. Эксперты подчеркивают, что массовый потребитель начнет покупать электромобили только тогда, когда покупка и владение электромобилем будет дешевле, чем использование автомобиля с двигателем внутреннего сгорания.
***
Специальный репортаж: Китайский чай становится все более популярным в Узбекистане
ИА «Синьхуа». В настоящее время, благодаря мудрой политике лидеров Китая и Узбекистана, отношения между двумя государствами поднялись на небывалый уровень, что создает благоприятные условия для дальнейшего развития взаимовыгодного сотрудничества во всех сферах общественной жизни, в том числе в торгово-экономической сфере.
В последние годы наблюдается динамичное развитие торговых отношений между Китаем и Узбекистаном. Это выражается в увеличении товаров и расширении их ассортимента в потребительской сфере, в которой важное место занимает знаменитый во всем мире китайский чай. По последним данным Госкомстата Узбекистана, Китай в январе-феврале текущего года стал крупнейшим поставщиком чая в Узбекистан. Всего за два месяца 2022 года в страну было импортировано 5,2 тыс. тонн чая из 18 стран. В пятерке лидеров по поставкам: Китай -- 4,3 тыс. тонн, Иран -- 248 тонн, Кения -- 217 тонн, Индонезия -- 88,3 тонны и Шри-Ланка -- 87 тонн.
Сегодня в Узбекистане не только импортируют чай из Китая, но и ведут сотрудничество с китайскими учеными и специалистами по развитию собственного чайного производства. По данным компании "Узбекозиковкатхолдинг" (Холдинговая компания пищевой промышленности Узбекистана), селекцией узбекского чая займется китайская компания «Вау Tea Group». Эта компания на сегодняшний день является крупнейшим производителем чая в мире. По словам собеседника, китайские специалисты уже работают над селекцией чая на опытном участке площадью три гектара, расположенном в Навбахорском районе Навоийской области. Его урожайность составит от 3 до 5 тонн с гектара. После полноценного запуска производства намечены и первые поставки чая высшего сорта в Европу.
***
«Le Figaro»: Узбекистан стал одной из немногих стран...
Ведущая французская газета «Le Figaro» опубликовало статью под названием «Страны, избежавшие рецессии в 2020 году», в которой Республика Узбекистан отмечена в качестве одной из немногих государства мира, обошедших рецессию в 2020 года в связи с пандемией коронавируса. Автор статьи Армель Бохинёст приводит данные Всемирного банка, по которым отмечается падение мирового уровня ВВП на 4%. Экономическая рецессия, поразившая мир в прошлом году имеет планетарные масштабы со времен двух мировых войн. «От Европы до Америки, от Африки до Азии ни один континент не избежал этого исторического шока» - пишет издание. Согласно «Le Figaro», только несколько странам удалось справиться с «планетарным цунами», продемонстрировав экономический рост в сложном 2020 году.
В статье отмечается, что только три государства Центральной Азии, в частности Узбекистан, продемонстрировали положительную экономическую динамику в 2020 году. «Правительство Узбекистана, согласно оценке Международного валютного фонда, смогло принять оперативные меры, в частности, увеличило расходы на социальные нужды и здравоохранение и оказало существенное содействие предприятиям малого и среднего бизнеса, чтобы справиться с «COVID-19».
Лидер страны, богатой на природные ресурсы (природный газ, металлы, удобрения, хлопок) и обладающей высоким туристическим потенциалом, в последние годы проводит амбициозные экономические реформы, чтобы вывести страну из модели «жесткого управления», которая преобладала до 2016 года», - отмечает автор. Согласно статье «Le Figaro», Всемирный банк включил всего 22 страны, включая Китай, Турцию, Вьетнам и др. в список стран которым удалось избежать рецессии в 2020 г.
***
Узбекистан открылся с другой стороны
«Коммерсантъ». Узбекистан упрощает условия для релокации. С мая иностранцам станет легче покупать недвижимость в Ташкенте и Самарканде, также они будут получать налоговые льготы. Послабления для нерезидентов власти страны спешно начали принимать после того, как туда стали активно переезжать россияне. Многие из них решили релоцироваться после того, как началась спецоперация на Украине. “Ъ FM” пообщался с некоторыми экспатами и узнал, почему они выбрали именно Узбекистан и как им там живется. Для части россиян переезд в соседние страны оказался самым очевидным ответом на начало боевых действий на Украине. Востребованными стали в том числе страны Средней Азии, среди которых и Узбекистан. Одно из главных преимуществ — безвизовый режим для граждан России. Но за последние три года среднеазиатская республика еще и значительно укрепила свои позиции в рейтинге «Doing Business» сразу на 18 пунктов и попала в топ-10 государств по простоте регистрации юрлиц.
В целом для бизнеса там создаются комфортные условия, рассказывает предприниматель и автор Telegram-канала «Релокация в Узбекистан» Рустам Авезов: «Узбекистан сейчас — это Россия 90-х. Экономика здесь фактически только-только стала развиваться. С приходом нового президента начались реформы. Главное в них то, что страна стала, конечно же, открытой, к нам пришли крупные мировые бренды. Многие коммерческие предприятия открывают вакансии для экспатов — как местные, так и какие-то международные сети. Я знаю, что «EPAM Systems» тоже разместила ряд позиций для IT-специалистов». Сами власти декларируют заинтересованность в привлечении иностранцев. Поэтому с мая обещают без истребования вида на жительство разрешить им покупать квартиры в новостройках Самарканда и Ташкента стоимостью не менее $150 тыс. При этом Узбекистан — далеко не самое популярное направление, говорят собеседники “Ъ FM”. Гораздо активнее российские граждане вкладываются в недвижимость в Турции и Объединенных Арабских Эмиратах.
***
«Здесь все называют меня братом». Релоканты — о первом месяце в Узбекистане
Google.com/search. Меня зовут Павел Лебедев. Я IT-инженер, до недавнего времени работал в белорусском офисе компании Itransition в Минске. Мне предложили переехать в Узбекистан для открытия локального офиса. У нас много проектов, для реализации которых всегда нужны люди. Поэтому в первую очередь я хотел пообщаться с талантливой молодёжью и студентами. А ещё для меня немаловажно, что Узбекистан — родина Аль-Хорезми. Здесь приятно общаться даже с незнакомыми на улице, базарах. Меня постоянно уважительно называют «братом», всегда стараются помочь и объяснить. Все из IT-парка, включая директоров, открыты к общению. Я даже удивлён, насколько они заинтересованы, чтобы наш бизнес пустил здесь корни. Причём помощь — не просто на словах. Помогли подобрать помещение для офиса, внимательно относятся ко всем запросам. Например, я попросил организовать встречу со студентами, чтобы посмотреть, какие у них интересы. IT-парк оперативно пригласил меня на Ярмарку вакансий в ТУИТ, где удалось пообщаться со студентами. Поразило, что ребята свободно владеют английским и русским. А ещё меня заранее записали и на другую Ярмарку вакансий, которая вскоре пройдёт в Университете Инха.
Прогуливаясь по Ташкенту, обратил внимание на большое количество магазинов канцтоваров. А потом я понял, что здесь очень много молодёжи и большие семьи. И ребята учатся: куда ни глянь, везде учебные центры, школы языков, программирования и многие другие. Мне очень нравятся голубые и синие оттенки в архитектуре: впечатляют ваши мечети, базары с большими куполами, украшенные синей глазурью арки. Метро в Ташкенте невероятной красоты. Станция «Космонавты» — будто космическая галерея. Когда впервые увидел станцию «Алишера Навои», сложилось впечатление, будто попал в какой-то музей или мечеть. Все стены украшены узорами, не метро, а произведение искусства. Конечно, хочется вернуться домой. В наших мечтах, чтобы не просто война рядом прекратилась, а всё стало как раньше. А пока при поддержке IT-парка мы планируем расширить сотрудничество и внести свой посильный вклад в обучение молодёжи, развитие IT-сферы и экономики Узбекистана в целом.
***
Как встречали Тамару Ханум в Лондоне и секрет чалмы Усто Олима Комилов
“Дейли Телеграф”. Историческая фотография… снятая в Лондоне. Узбекская танцовщица, хореограф и исполнитель, народная артистка Узбекистана Тамара Ханум, ее учитель - знаменитый узбекский музыкант, хореограф, деятель культуры и наставник Усто Олим Комилов, известный музыкант Тохтасын Джалилов и артист Узбекского Государственного Музыкального театра Абдукодыр Исмаилов, которые впервые представили узбекскую культуру британской публике в 1935 году. Тамара Ханум родилась в городке Скобелево Ферганской долины и росла в типичной узбекской среде. Во время своего выступления на международном фестивале народного танца, который проходил в 1935 году в Лондоне, Тамара Ханум продемонстрировала доселе неизвестный образ узбекской женщины. Перед зрителями предстала уверенная в себе женщина с большим чувством достоинства и гордости за свою страну, которую она представляла. В то же время от неё веяло обаянием, красотой и удивительной теплотой. Как обычно, с лица Тамары Ханум не сходила ослепительная, загадочная улыбка.
В своей книге английская писательница Симона Пакенхэм говорила о том, что “На мероприятие 1935 года прибыло более пятисот танцоров из 17 стран и триста британских танцоров из «EFDSS», Шотландского общества народного национального танца и ряда региональных групп.” Фестиваль проходил на знаменитой сцене Альберт-Холла, Королевского концертного зала. Королева Мария взяла на себя обязанности патрона Лондонского международного фестиваля народного танца и вместе с королем Георгом V посетила все выступления. В состав делегации СССР вошли русские, украинские, узбекские и грузинские танцоры – 38 человек. Усто Олим Комилов, когда прибыл в Лондон в очень плохом состоянии после длительной поездки, добираясь до Лондона на поезде через Европу. Срочно вызвали английского врача на дом, где Усто Олиму была оказана безотлагательная медицинская помощь. Британская пресса уже знала, что Тамара Ханум была особым членом делегации СССР:
Московский корреспондент “Дейли Телеграф” ошибочно упомянул “трех профессиональных артистов балета из Ташкента”. В газетной заметке Тамару Ханум называют профессиональной танцовщицей Ташкентского еврейского театра, которая должна была “показать местные танцы [своей] этнической расы в Туркестане.” Совершенно очевидно, что британские журналисты того периода не были знакомы с узбекской культурой или “расой”, как они тогда называли. Когда приболел Усто Олим Комилов Тамара Ханум предложила прикрыть послеоперационные шрамы на лбу Усто Олима бинтами, которые походили на бухарский тюрбан. Тюрбан, выполненный в бухарском стиле, выглядел очень даже органично. Усто Олим превосходно выступил в чалме не только в самом Альберт-Холле, но и на других площадках лондонского фестиваля.
В своей автобиографии Тамара Ханум описывает те чувства, которые она испытала, когда, в соответствии с Британским королевским этикетом, ее попросили начать свое выступление в Королевском Альберт-Холле с приветствия короля и королевы Англии. “Я летела, как птица: я думала, что мое сердце выскочит из груди“, – так она описывает свое волнение перед исполнением танца под названием “Gul Uyin”. Как только она закончила танец, зал взорвался бурными аплодисментами. Усто Олим несмотря на высокую температуру собрал все свои силы и великолепно сыграл на дойре, под звуки которой Тамара Ханум танцевала на сцене Лондонского Альберт-Холла. Британская публика буквально соскочила со своих мест после того, как Тамара исполнила танцы под названием “Katta uyiin, Gul Uyiin”, Pillya“, и “Kari Navo“. На приеме, устроенном королем и королевой Англии, все делегации были награждены медалями в память о Лондонском фестивале. Однако семья Кеннеди пригласила узбекскую делегацию для награждения отдельно, а Усто Олим получил личную медаль от самой Английской королевы. В знак своего восхищения невероятными музыкальными пальцами Усто Олима королева и король взяли его руку и с нежностью приложили к своим щекам.
Британская публика, критики и журналисты, танцоры не могли скрыть свое восхищение их удивительной танцевальной техникой, артистизмом и энтузиазмом, но в то же время испытывали полное замешательство и растерянность в плане теоретической характеристики их танцев с позиции европейского канона. Британская публика была настолько поражена технической способностью Усто Олима извлекать такое разнообразие ритмов из такого, казалось бы, простого музыкального инструмента (дойра), что организаторы решили сделать копию его руки, которая некоторое время хранилась в Доме Сесила Шарпа. К сожалению Дом Сесила Шарпа подвергся бомбежке во время Второй мировой войны, и, по предположению сотрудников библиотеки, копия его руки скорее всего была уничтожена вместе с остальными экспонатами коллекции.
***
Ваши пожелания, предложения и замечания о нашем цикле “На страницах мировой прессы” просим направлять по адресу pochta@uza.uz.
Подготовил И. Абдумаликзода, УзА