The New York Times Style Magazine: от Ташкента - до Хивы
В журнале “New York Times Style Magazine” опубликована большая и интересная статья Аятиша Тасиира о путешествии по городам Узбекистана. «Центральная Азия когда-то была важным и стратегическим центром для нескольких шумных торговых городов. Сегодня путешествие по ним пробуждает далекое, хотя и не забытое прошлое», – начинает свой путевой рассказ Аятиш. Автор красочно описывает крупнейшие города Узбекистана: Ташкент, Самарканд, Бухару и Хиву. Он рассказывает об удивительной истории этих городов, их уникальности.«Для меня, как для человека, выросшего в Дели, названия легендарных караванных городов этого региона - Самарканда и Бухары — были самыми яркими воспоминаниями о Великом шелковом пути. Каждый из них был основан не позднее первого века нашей эры, и эти города были связаны с именем тюркского предводителя Темура, известного на Западе как Тамерлан, который стремительно пронесся над городами, лежащими между Индией и Узбекистаном в 1398 году. Примерно через 120 лет после Темура его потомок Бабур - изгнанный принц династии Темуридов - вернулся через те же земли, чтобы основать династию Великих Моголов в Северной Индии, которая просуществовала до 19 века и была ответственна за такие чудеса архитектуры, как Тадж-Махал».
Блогер рассказывает о смешении культур, что повлияло на современную народность. "Это - мультикультурная земля - тюркская и персидская, где был привит русский язык. Это была исламская страна, где советское правительство закрыло около 26 000 мечетей; в 1989 году их было всего 80. Но время вернуло все на свои места".
Далее автор рассказывает о Великом шелковом пути. Считается, что термин “Шелковый путь”, или Зейденштрассе, впервые был популяризирован в 1877 году немецким географом Фердинандом Паулем Вильгельмом, бароном фон Рихтгофеном. Этот термин во многом вводит нас в заблуждение, и не только потому, что по этому древнему маршруту длиной в 4 тысячи миль перевозился не только шелк – там были также лазурит, бирюза, золото и слоновая кость, – но и потому, что этот маршрут был еще богаче в потоке абстракций, идей и религий. В I веке нашей эры римляне купались в шелке, который, как они все еще верили, рос на деревьях. "Сенека, например, - пишет Питер Франкопан в своей книге “Шелковые дороги” за 2015 год о римском философе, - пришел в ужас от популярности тонкого струящегося материала, заявив, что шелковые одежды едва ли можно назвать одеждой, поскольку они не скрывают ни изгибов, ни приличия римских дам".
Блогер рассказывает о великих предках, живших здесь в разные времена. “До сих пор я не думал о Ташкенте как о великой исламской столице – скажем, не такой, как Стамбул, Каир или Багдад, – но в маленькой библиотеке Муйи Мубарака при ансамбле Хазрати имаме, в самом сердце старого Ташкента, окруженный ребристыми лазурными куполами, плавающими на фоне бледного неба, я увидел то, что должно было быть одним из чудес исламского мира: самый древний из существующих Коранов (по лучшим оценкам, он датируется восьмым веком). Это был личный Коран третьего халифа, Усмана ибн Аффана, и именно Темур в XIV веке привез его из нынешнего Ирака в Самарканд. Здесь в разное время проживали великие восточные эрудиты, ученый-астроном Мирзо Улугбек, чьи труды в XV веке были переведены на английский и латынь”.
Ваши пожелания, предложения и замечания о нашем цикле “На страницах мировой прессы” просим направлять по адресу pochta@uza.uz.
Подготовил И. Абдухаликов, УзА.