Spanish
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
На каком уровне цифровизация налогового администрирования обеспечит сотрудничество с налогоплательщиками?
14:53 / 2022-08-29

В нашей стране вопрос поддержки предпринимательства является приоритетом государственных реформ. На состоявшейся 22 августа 2022 года встрече Президента Республики Узбекистан с представителями деловых кругов внимание было обращено на реформы по совершенствованию в стране налогового администрирования и принципы сотрудничества с налогоплательщиками.

Глобализация и цифровизация экономик стран мира требует усилить внимание к вопросам экономической безопасности. В этой связи дается положительная оценка роли и значению цифровизации налогового администрирования.

И. Цветков в своих исследованиях отмечает возможность разделения системы отношений государственных институтов и общества в налоговой сфере по следующим трем направлениям: 

  • с точки зрения административного давления;
  • с правовой точки зрения;
  • с точки зрения интересов.

Однако наши исследования опыта реформирования налогового администрирования в ХХI веке показывают, что в настоящее время широко внедряется в практику такое принципиально отличающееся от вышеперечисленных направление, как «взаимное сотрудничество».

Известно, что определяющие уровень экономической безопасности страны показатели – экономический рост, устойчивость к внешним и внутренним угрозам, повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение выплаты внешнего долга – зависят от того, насколько эффективно организована система налогового администрирования и сотрудничества налоговых органов с налогоплательщиками, так как более 80-85 процентов доходов государственного бюджета Республики Узбекистан взимаются органами государственной налоговой службы.

Накопление средств для финансирования государственных затрат и стратегических мер развития экономики особенно важно для нашего государства, формирующего новые экономические механизмы. 

В ходе проводимых реформ особое внимание уделяется принципу «Налоговик – помощник предпринимателя», что имеет важное социально-экономическое значение. Проводимыми реформами и разрабатываемыми концепциями предусматриваются оптимальное снижение налогового груза, регулирование взаимоотношений между государственными налоговыми органами и налогоплательщиками, повышение эффективности налогового администрирования, сокращение расходов в процессе налогообложения.

Качество работы с налогоплательщиками зависит от уровня соответствия предоставляемых государственными налоговыми службами услуг потребностям налогоплательщиков. 

Основным условием повышения уровня добровольного выполнения налогоплательщиками своих обязательств считается представление полноценной информации и расширение круга предоставляемых интерактивных услуг. 

Правильная организация работы в сфере в ощутимой степени облегчит контроль своевременной выплаты налогов, сократит административные затраты, будет способствовать увеличению ресурсов, которые можно направлять на работу с категорией недобросовестных налогоплательщиков.

Для обеспечения юридическим лицам, частным предпринимателям, гражданам условий для выполнения конституционных обязательств по выплате налогов органами государственной налоговой службы при использовании современных технических средств проводится работа по практическому внедрению методов и форм информационно-разъяснительной работы среди налогоплательщиков. 

На сайт soliq.uz  Государственного налогового комитета Республики Узбекистан ежедневно поступают обращения 33 809 граждан, что свидетельствует о росте среди налогоплательщиков числа людей, пользующихся услугами органов государственной налоговой службы.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ

Органы государственной налоговой службы предоставляют налогоплательщикам более  40 видов электронных государственных услуг, благодаря которым они могут: 

  • получать информацию в любое время дня;
  • оперативно контролировать расходы по бюджету;
  • обращаться с интересующими вопросами, не посещая налоговый орган;
  • выплачивать налоги в режиме онлайн.

В этой связи в утвержденном Кабинетом Министров Республики Узбекистан постановлении от 5 июня 2020 года «О дополнительных мерах по широкому внедрению в налоговое администрирование современных информационно-коммуникационных технологий» намечены следующие приоритетные задачи:

  • модернизация центра обработки данных и телекоммуникационных приложений;
  •  приобретение серверов и программного обеспечения;
  •  перевод комплекса информационных систем на единую платформу;
  • повышение качества оказания электронных госуслуг, оперативной обработки больших данных;
  • внедрение технологий Business Intelligence и Big Data, которые позволят расширить системы обработки больших данных и анализа, снизить уровень «теневого оборота» и увеличить налоговую базу, создать возможность изучения конъюнктуры рынка в результате обработки данных;
  • создание систем Case Management и Case Assessment System, которые усовершенствуют систему налогового администрирования: налоговый аудит будет проводиться в автоматической форме, мониторинг, пользование данными и анализ – в режиме реального времени.
  • устранение проблем в информационном обмене путем межведомственного сотрудничества;
  • переход на учет налогоплательщиков с использованием персонального идентификационного номера физического лица (ПИНФЛ);
  • создание системы SWOT-анализа, предусматривающей сегментацию налогоплательщиков, проведение налогового контроля исходя из уровня угрозы, полностью исключающего человеческий фактор.

В результате исследований ученые признали ряд преимуществ цифровизации налогового администрирования. Это:

  • сокращение затрат в системе налогового администрирования;
  • увеличение возможностей определения случаев уклонения от уплаты налогов;
  • снижение уровня административного давления на налогоплательщиков;
  • снижение уровня коррупционных рисков;
  • увеличение налоговой базы за счет снижения уровня административного давления и расширения масштабов бизнеса.

Внедрен автоматизированный предпроверочный анализ, который позволяет проанализировать налоговую отчетность и иные сведения  о деятельности налогоплательщика без его участия до камеральной налоговой проверки. Эффективное использование такой системы позволяет снизить уровень коррупционных рисков в государственных органах. 

По результатам проведенных контрольных мероприятий на 1 августа 2022 года в налоговой отчетности 38,2 тысячи налогоплательщиков выявлены расхождения в 3 триллиона сумов.  Однако в результате проверок, проведенных через автоматизированную информационную систему (АИС) «Автокамерал», выяснилось, что 35 процентов выявленных расхождений незначительны, но затраты на их выявление и взимание превышают объем установленного налога. Уведомления, направляемые налоговыми органами в таких случаях, лишь отвлекают налогоплательщика от основной деятельности и приводят к необоснованному увеличению допускаемых правонарушений.

По предложению главы государства налогоплательщикам была представлена возможность добровольно исправить допущенные ошибки и неточности в налоговой отчетности, благодаря чему им удалось избежать финансовых санкций в размере 609 миллиардов сумов. 

ЦИФРОВИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ

В целом на основе проведенного специалистами исследования были выявлены следующие преимущества цифровизации налогового администрирования: 

  • формирование единой электронной базы данных Государственного налогового комитета Республики Узбекистан;
  • оперативная доставка до налогоплательщиков информации о контрагентах;
  • формирование оперативной информации о состоянии налоговой задолженности и принятие соответствующих управленческих решений;
  • доставка налогоплательщикам информации о новшествах в законодательстве, методических, разъяснительных документов;
  • налаживание оперативного информационного обмена по вопросам сотрудничества налогоплательщиков и полномочных органов.

Налоговые органы должны отказаться от принципа административного давления и на основе цифровой системы налогового администрирования сотрудничать с налогоплательщиками.

В результате создания цифровой системы налогового администрирования будет обеспечена эффективность финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и снижен уровень риска взимания в государственный бюджет его доли дохода. Независимое финансирование государственных затрат послужит обеспечению экономической безопасности страны путем решения проблем, связанных с ростом внешнего либо внутреннего долга. 

Бобуршох Ибрагимов,

доцент Ташкентского финансового института, 

доктор философии по экономике (PhD)