Oʻzbek
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
«Мягкая сила» во внешней политике
16:27 / 2022-07-16

15 июля 2022 года в рамках проведения регулярных встреч сотрудников системы Министерства иностранных дел Республики Узбекистан с представителями научного и экспертно-аналитического сообщества был организован «круглый стол», посвященный вопросам применения «мягкой силы» во внешней политике.

В ходе мероприятия участники отметили, что современный мир во всех его измерениях в последние годы переживает глубокие и качественные по своему характеру изменения. Для всех становится очевидно, что человечество сталкивается с общими и, по сути, новыми глобальными вызовами – от изменения климата до пандемии опасных вирусов, от нарастания геополитического противостояния – до сложных проблем в мировой экономике. Перед большинством государств стоят жизненно важные задачи сохранения социальной стабильности, обеспечения информационной безопасности, укрепления национальной самобытности, защиты собственных ценностей, традиций и устоев.

В этих условиях многие страны стремятся задействовать новые формы и методы для реализации своих интересов на международной арене. Несмотря на широкое распространение в современном мире силовых методов, одним из действенных инструментов внешней политики остается использование «мягкой силы».  

«Мягкая сила» – это способность государства сформировать и реализовать на внешнем поле свой позитивный образ и привлекательность в политической, экономической и культурно-гуманитарной сферах в целях выгодного для своих интересов воздействия на поведение других участников международных отношений, достижения благоприятных практических результатов, укрепления авторитета и влияния, а также утверждения собственной национальной идентичности.

В этом плане на фоне значительной активизации внешней политики Узбекистана, имеющей миролюбивый и прагматичный характер, особую значимость приобретает формирование Узбекистаном собственной модели «мягкой силы». Такая политика может способствовать эффективной реализации поставленных Президентом Ш.М. Мирзиёевым долгосрочных целей на региональном и международном уровнях, создания благоприятных внешних условий для обеспечения национальной безопасности и динамичного развития, претворения в жизнь масштабных общественно-политических и социально-экономических реформ в русле «Стратегии развития Нового Узбекистана».

Наша страна обладает исторически обусловленным уникальным потенциалом для реализации собственного концепта «мягкой силы», формируемого с первых лет независимого развития. Республика Узбекистан имеет практически все исходные объективные и субъективные ресурсы, механизмы и инструментарий для эффективного продвижения позитивного национального образа, влияния на формирование международной повестки и отстаивания национальных интересов на внешнем поле с использованием «мягкой силы». Последовательное формирование притягательного образа Узбекистана с применением методов «мягкой силы» можно рассматривать в качестве необходимой надстройки для развития внешнеэкономического базиса.

Среди широко используемых нашей страной инструментов и механизмов «мягкой силы» можно отметить традиционную и парламентскую дипломатию, «цифровую дипломатию», региональные и международные площадки. Активно ведется работа по разработке и продвижению странового и регионального брендинга, узбекские фирмы и компании становятся известными во многих странах мира, что повышает престиж и узнаваемость нашего государства среди международной общественности.

Особое значение в реализации национального концепта «мягкой силы» играют всемирно известные исторические, культурно-духовные ценности нашего народа, древняя архитектура и самобытные традиции Узбекистана. Благодаря продуманной внешней политике главы нашего государства активно развиваются народная, публичная и межрегиональная дипломатия, ведется системная работа с нашими соотечественниками и диаспорами за рубежом, что свидетельствует о гуманизации внешнеполитического курса. Узбекское искусство, спорт, туризм, кинематограф, достижения в сферах образования и науки вносят огромный вклад в укрепление высокого позитивного имиджа и роста привлекательности нашей страны.

Наиболее важным в этом плане является то, что общепризнанные сила и влияние Узбекистана, формируемые прежде всего благодаря проведению эффективных и плодотворных внутренних реформ, последовательно и принципиально используются для достижения общих мирных и созидательных целей международного сообщества, во имя укрепления безопасности и обеспечения устойчивого развития. 

Именно поэтому Узбекистан сохраняет и расширяет свою важнейшую системообразующую роль в регионе Центральной Азии и в центре Евразии. На международной арене Узбекистан признается в качестве взвешенного, ответственного и предсказуемого партнера, что чрезвычайно важно в период роста турбулентности в международной политике и трансформации мирового порядка.

Во время «круглого стола» состоялся заинтересованный обмен мнениями по таким актуальным вопросам, как соотношение внутренней и внешней политики, роль экономической дипломатии при реализации внешнеполитического курса Узбекистана, использование современных методов культурной и цифровой дипломатии. Высказаны конкретные предложения по развитию культурно-гуманитарных связей нашей республики с зарубежными странами.

Подготовлено УзА по материалам 
пресс-службы Министерства иностранных дел 
Республики Узбекистан