Вотум недоверия в парламентской практике обычно является выражением парламентом неодобрения политического пути, определенного мероприятия или законопроекта правительства или отдельного министра.
Каков порядок применения этого института в зарубежных государствах и как он отражен в законодательстве Узбекистана? На эти вопросы ответил начальник отдела Министерства юстиции Сардорбек АЗИЗОВ.
– В иностранных государствах широко применяется вотум недоверия. На практике чаще наблюдается применение вотума недоверия к правительству. Это обстоятельство связано с тем, что правительство является основным исполнительным органом.
Парламент может принять вотум недоверия по отношению к Премьер-министру. Это может быть реализовано при голосовании «за» не менее двух третей от общего количества депутатов Законодательной палаты и членов Сената.
Однако отсутствуют нормы по выражению вотума недоверия по отношению к руководителям местных органов исполнительной власти, то есть хокимам, каким-либо представительным органом или организацией.
Между тем такой опыт применяется в зарубежных странах. К примеру, во всех штатах США, кроме Орегона, законодательный орган штата имеет право начать процесс импичмента губернатора. Если нижняя палата законодательного органа штата поддержит импичмент, то высшая палата выполняет функцию суда и голосует по вопросу обвинения губернатора.
Такая процедура существует даже в соседнем Казахстане. В соответствии со статьей 24 Закона «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» по инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов маслихата может быть поставлен вопрос о выражении вотума недоверия акиму. В этом случае маслихат большинством голосов его депутатов вправе выразить недоверие акиму и поставить вопрос о его освобождении от должности соответственно перед Президентом Республики Казахстан либо вышестоящим акимом.
Такая практика существует и в законодательстве Кыргызстана, Грузии.
В Узбекистане также есть потребность в подобной практике. Так, отсутствие достаточного контроля за деятельностью органов местной исполнительной власти, сложность процессов принятия решений хокимом, необеспечение их прозрачности, а также невнедрение информационно-коммуникационных технологий в эту сферу препятствует своевременному и эффективному решению возникающих на местах проблем.
Согласно статистическим данным, 28 тысяч 253 документа, принятые в 2019–2021 годах органами государственной власти на местах, в том числе 14 тысяч 492 постановления и распоряжения, были аннулированы на основании мер воздействия органов прокуратуры, юстиции и других органов. 8 тысяч 725 документов были приведены в соответствие с законодательными актами, более 5 тысяч – признаны судами недействительными.
С момента задействования электронной системы «E-qaror» в ходе мониторингов, проведенных органами юстиции, в постановлениях выявлено 8 тысяч 881 правонарушение. Приняты меры воздействия по 6 939 из них. В результате отменено 6 630 постановлений хокимиятов, 231 ответственный работник привлечен к дисциплинарной ответственности.
Настало время создания правовой основы для оценки деятельности исполнительных органов – представительных органов на местах как народных представителей.
Целесообразно внести соответствующие изменения и дополнения в проект Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан» о выражении вотума недоверия хокимам и лицам, подотчетным Кенгашам.
Это послужит повышению правового статуса и полномочий депутатов и местных Кенгашей, являющихся народными представителями. Будут обеспечены правовые основы системы сдержек и противовесов для органов исполнительной и представительной власти, а также усиления деятельности органов представительной власти.
Записала Норгул АБДУРАИМОВА, корр. УзА