На улице каждый из нас является участником дорожного движения, нам приходится переходить или переезжать улицу по сигналу светофора.
Не секрет, что светофоров очень много, особенно на улицах столицы. На вопросы о дорожном движении ответили в Службе безопасности дорожного движения департамента общественной безопасности Министерства внутренних дел Республики Узбекистан.
– Когда в Узбекистане был установлен первый светофор?
– Первый светофор в Узбекистане установили в 1940 году на улице Сайилгох в Ташкенте.
– Каков порядок установки светофоров и сколько их в стране?
– Установка светофора регламентируется Правилами применения технических средств организации дорожного движения. Их устанавливают с учетом скорости движения транспортных средств и пешеходов. На дорогах нашей страны насчитывается 3088 светофоров, из них 652 - в Ташкенте.
– В мировой практике в крупных городах есть улицы без светофоров. Это сделано для экономии времени людей и обеспечения непрерывности движения. Можно ли применять эту практику в Узбекистане?
– Прежде всего, нужно сказать, что такое автомобильные дороги и для чего они используются. Дороги предназначены для безопасного передвижения участников дорожного движения и быстрого прибытия в пункт назначения. Однако решения, направленные на повышение проходимости дорог и обеспечение беспрепятственного движения транспортных средств, не всегда отвечают требованиям безопасности. По этой причине на дорогах устанавливают светофоры, дорожные знаки, рисуют разметку. Все элементы дорожной инфраструктуры, естественно, снижают скорость движения транспортных средств, но они играют важную роль в охране жизни и здоровья людей.
Служба безопасности дорожного движения постоянно проводит работу по созданию комфортных условий водителям и пешеходам. Например, в 2018 году в Правила дорожного движения были внесены поправки, на определенных перекрестках разрешено движение вправо даже на красный сигнал светофора. Транспортные средства, движущиеся на перекрестке с круговым движением, имеют приоритет по отношению к выезжающим на перекресток.
На некоторых улицах Ташкента устанавливают умные светофоры, которые автоматически изменяют временной цикл светофора, рассчитывая поток транспортных средств в онлайн-режиме. Все принимаемые меры способствуют обеспечению безопасности на дорогах.
Если говорить о некоторых дорогах без светофоров, например, в ОАЭ, то шоссе имеет 12-полосное движение, там есть ограничение скорости. Только движение по этой магистрали платное, все въезды и выезды оборудованы сканерами. С водителей взимают четыре дирхама (около доллара), но не более 24 дирхамов в день. Конечно, здесь никто не тратит драгоценное время на ожидание проезда, не заезжает в ямы и не повреждает в ней автомобиль.
Возросший транспортный поток требует создания комфорта на дорогах и поиска новых решений, потому что иногда возникают ситуации, когда очень долго ждешь, чтобы проехать на зеленый сигнал светофора. И одним из решений являются строительство мостов и расширение дорог.
Записала Норгуль Абдураимова, корр. УзА.