Oʻzbek
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Легко ли наладить деятельность детских садов на основе государственно-частного партнерства?
11:14 / 2022-12-01

В Ташкенте состоялось общественное обсуждение результатов исследования на тему «Факторы риска недобросовестности при создании дошкольных образовательных учреждений на основе государственно-частного партнерства и деятельности таких учреждений».

Мероприятие организовано общенациональным движением «Юксалиш» совместно с Агентством по противодействию коррупции и международной неправительственной организацией «Региональный диалог» (Словения).

 Следует отметить, что данное исследование проведено в рамках реализуемого партнерами проекта «Создание первых антикоррупционных лабораторий в Узбекистане».

 В социальном опросе, проведенном среди различных групп респондентов, участвовали отделы дошкольного образования семи областей нашей республики – Ташкентской, Бухарской, Андижанской, Самаркандской, Сурхандарьинской и Кашкадарьинской, а также районных отделов дошкольного образования столицы, хокимы, представители банков, руководители ДОУ, созданных на основе государственно-частного партнерства, родители воспитанников.

 К сожалению, предварительные результаты институционально-правового анализа и социального опроса показали, что процесс осуществления некоторых мероприятий в сфере дошкольных образовательных учреждений, функционирующих на основе государственно-частного партнерства, оказался неэффективен и не лишен риска коррупционных факторов.

 Большинство групп респондентов акцентировали внимание на наличие сложностей в процессе подготовки проектной документации дошкольного образовательного учреждения на основе ГЧП. В частности, 25 процентов предпринимателей заявили, что процедура подачи заявки сложна, 17 процентов отметили ее непрозрачность, а 10 процентов заявили, что этот процесс слишком бюрократизирован.

[gallery-9783]

 Две трети представителей районных хокимиятов, половина из числа предпринимателей и каждый третий специалист районных отделов дошкольного образования высказали мнение о необходимости упрощения процедуры подготовки и оформления договора на создание ДОУ на основе ГЧП. 53 процента предпринимателей, принявших участие в опросе, заявили, что процесс отбора не является открытым и беспристрастным, а треть из них высказали мнение, что некоторые тендеры проводятся только для освоения бюджетных средств, а не для достижения поставленной цели.

 Почти каждый пятый опрошенный из числа специалистов районных хокимиятов и отделов дошкольного образования считает, что предприниматели влияют на результаты конкурса, оказывая персональные услуги членам комиссии, привлекая влиятельных лиц или выплачивая денежное вознаграждение. 22 процента предпринимателей, участвовавших в отборе, считают, что существует механизм влияния на решение отборочной комиссии.

 Около 36 процентов представителей районных хокимиятов высказывают мнение о необходимости обеспечения прозрачности отбора, 74 процента специалистов районных отделов дошкольного образования предлагают внедрение открытой информационной системы. Имеются также случаи задержки выплаты субсидии при открытии дошкольного образовательного учреждения. Например, треть представителей районных отделов дошкольного образования подтвердили несвоевременность выплаты субсидии по заключенным договорам. Встречаются также случаи, когда предприниматель завышает фактическое количество детей в дошкольных образовательных учреждениях, чтобы получить дополнительные субсидии. В то же время, по мнению большинства респондентов, частный партнер не имеет гарантии в виде компенсации или неустойки в случае просрочки или непредоставления субсидии либо кредита.

 Еще одна проблема заключается в том, что нет четкого понимания, какое наказание следует применить в отношении государственного партнера, нарушившего правило честности в отношениях с предпринимателем. В ходе опроса выяснилось, что 73 процента предпринимателей вообще не знали о существовании такой санкции.

В свою очередь стало известно, что у представителей хокимиятов есть возражения в отношении предпринимателей. Например, треть представителей районных хокимиятов заявили, что частными предпринимателями нарушается требование предоставления отчетов при организации деятельности дошкольных образовательных учреждений на основе ГЧП. 27 процентов специалистов хокимиятов и 58 процентов представителей банков заявили о наличии финансовых нарушений в деятельности предпринимателей.

 47 процентов представителей районных отделов дошкольного образования считают, что предприниматели недостаточно квалифицированы в педагогике, 42 процента – в организации финансовой деятельности, 36 процентов – в кадровой политике. Треть представителей убеждены, что предприниматели нарушают этические нормы, а каждый пятый убежден, что предприниматели не обладают необходимыми управленческими навыками.

 Участникам обсуждения были даны рекомендации по снижению выявленных рисков. Заслушаны доклады экспертов о стратегии противодействия коррупции и методике оценки коррупционных рисков. Было отмечено, что необходимо наладить совместную работу для снижения выявленных факторов коррупционного риска и повышения эффективности проектов на основе государственно-частного партнерства.

 По итогам обсуждения объявлено, что Министерством дошкольного образования, Агентством по противодействию коррупции, Национальным советом по противодействию коррупции будут предоставлены рекомендации по внесению изменений в действующее законодательство для снижения коррупционных рисков.

 

Саидмурод Рахимов, фото Аълохона Абдуллаева, УзА