Ўзбек
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Кто сегодня преподает в школах?
16:43 / 2020-03-20

А у нас... Молодежь практически не читает научную, художественную, социальную литературу. Большинство книжных магазинов и библиотек закрылись.


"Вспоминаю, как мы учились в школе в кишлаке "Тулакул" в Кашкадарьинской области. С потолка свисал сухой камыш, окна были без стекол. В домах не было электричества. К счастью, была книга - высшее достижение, которым мы пользовались при любой возможности. Иногда днем не было времени читать, читали под масляной лампой. И я считаю счастьем, что при таких условиях мне удалось окончить школу и поступить в вуз. В студенческие годы мест в общежитии не хватало, мы жили на съемных квартирах и преодолевали не зависящие от нас трудности".

Это воспоминания ректора филиала Российского экономического университета имени Г. Плеханова в Ташкенте, академика Каландара Абдурахманова.

А что же происходит сегодня? 

В последние 3-4 года произошли масштабные преобразования, в том числе и в системе образования. На государственном уровне оказывается поддержка стремящейся к знаниям молодежи. Любые созданные возможности необходимо эффективно использовать. И в этой связи академик поделился своими суждениями о требованиях, предъявляемых к представителям научной сферы, привычках, присущих отдельным молодым людям.

- В последние 25 лет наблюдается ослабление внимания и интереса к чтению книг, - говорит К. Абдурахманов. - В результате снизилось качество и ценность кадров, подготавливаемых в высших учебных заведениях. Снижение уровня науки и образования без всякого вмешательства и воздействия может привести к кризису общества. 

Хорошо, что в последние 3-4 года вопрос науки и образования стал приоритетным направлением в нашей стране. Затраты на человеческий капитал, одна из главных целей которого - развитие науки, обязательно будут оправданы. Общество развивается пропорционально уровню образованных людей. В развитых странах уделяется серьезное внимание человеческому капиталу. Люди физически развиты, обладают необходимыми знаниями. Именно поэтому такие страны лидируют.

А у нас... Молодежь практически не читает научную, художественную, социальную литературу. Большинство книжных магазинов и библиотек закрылись. В производстве применяют старые методы, основанные на устаревших технологиях. Обновленные инновационные учебники в образовательных учреждениях можно пересчитать по пальцам. И в этой связи выпускники вузов не соответствуют требованиям производства.

Да, мы достигли развития дошкольных образовательных учреждений, но в школах еще много проблем. Кто сегодня преподает? В большинстве - это молодежь, с трудом завершившая обучение в институте. Выпускники школ не могут поступить в вузы, родителям приходится нанимать репетиров. И чаще бывает так, что поступившие в университет не способны соответствовать требованиям высшего образования, оставляют учебу или избирают иную профессию. 

В последние годы число обучавшихся в институтах сократилось. В начале 1990 года молодежь с высшим образованием составляла 43 процента, в дальнейшем этот показатель снизился до девяти процентов. 

Один из мыслителей говорил, если хотите преградить развитию нации, не допускайте чтения книг, снижайте качество образования. Действительно, государство не может развиваться при низком качестве образования и наличии необразованных кадров. Не нужно забывать: никто не обеспечит нам развитие сферы образования, мы сами должны действовать на этом пути. 

Президент Шавкат Мирзиёев объявил 2020 год "Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики". Нам необходимо восполнить все упущенное. 

В нашем университете есть факультет цифровой экономики и две лаборатории, оснащенные современными технологиями. Наша задача - освоение студентами применяемых в развитых европейских странах образовательных технологий. Для повышения качества образования необходимо применять новые методы в учебном процессе.