Ўзбек
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Краткая история взаимоотношений узбекского и арабского народов
16:16 / 2023-07-21

Истоки взаимоотношений узбекского и арабского народов восходят к VII-VIII столетиям. В это время формировался Арабский халифат, который в последующем стал распространять свое влияние на обширные территории, включая Северную Африку, значительную часть Пиренейского полуострова, Малую, Южную и Центральную Азию.

Ислам и арабский язык стали объединяющей силой для различных народностей, включённых в состав халифата, в том числе для народов Центральной Азии, где до этого преобладали различные религиозные традиции. Благодаря активной деятельности суфиев Ислам быстро распространялся, а уже к IX-XII векам полностью формировал образ жизни населения Центральной Азии.

Именно в этот период учёные-богословы из Узбекистана, такие как Мухаммад аль-Бухари, Имам ат-Термизи, Имам аль-Матуриди и Махмуд аз-Замахшари, выступили великими знатоками Священного Корана и создали сборники хадисов, содержащие предания о словах и поступках пророка Мухаммеда (570-632), охватывающие различные религиозно-правовые аспекты жизни мусульманского общества.

Наши выдающиеся предки не только углубили и распространили знание исламской теологии, но и оказали значительное влияние на развитие культурных и образовательных сфер в Мавераннахре (Центральноазиатское междуречье) и за его пределами.

Имам аль-Бухари (810-870) внёс огромный вклад в исламскую традицию, записав около 600 тысяч хадисов. Он провёл тщательный анализ и классификацию этих преданий на «сахих» (достоверные) и «гайри сахих» (недостоверные). В исламском мире и среди мухаддисов (учёных, занимающихся изучением хадисов) Имам аль-Бухари весьма почитаем, его величают «Имам уль-Мухаддисин» - лидер всех мухаддисов. Его сборник хадисов до сих пор считается первым важным источником после Корана.

Имам ат-Термизи (824-892) сыграл значимую роль в сохранении и систематизации хадисов. Его сборник «Сунан ат-Термизи» входит в шестерку самых авторитетных суннитских сборников хадисов (Кутуб ас-Ситта). В соответствии с принципами исламского права, в его сборнике содержатся 3962 хадиса, которые он систематизировал по главам. Все хадисы в сборнике классифицируются на «достоверные» (сахих), «хорошие» (хасан) и «слабые» (даиф).

Имам аль-Матуриди (870-944), родом из Самарканда, является основателем Матуридской школы - одной из двух главных ветвей суннитского ислама. Его учение, известное как матуридийская теология, стало неотъемлемой частью ислама и имеет особую важность в условиях современных процессов глобализации.

Махмуд аз-Замахшари (1075-1144) был автором работы «Аль-Муфассал», посвященной арабской грамматике, являющейся одним из главных источников для изучения арабского языка. Он также прославился как учёный-полимат, написавший около 50 произведений по различным областям знания, включая логику, грамматику, религию, литературу, педагогику, историю и географию. В исламском мире Махмуд аз-Замахшари почитается как «учитель всего мира» и как «Жоруллох» («сосед Аллаха») благодаря созданию многих своих произведений в Мекке.

Абдурахим Амин Бухари (1917-1993) был знаменитым каллиграфом и художником, стал автором надписей и украшений на Золотых воротах Священной Каабы в 1979 году. Он переехал в Саудовскую Аравию в ранние 1920-е годы и смог завоевать популярность в королевстве своим уникальным талантом в области каллиграфии. В 1962 году он был назначен руководителем предприятия по пошиву кисвы Священной Каабы и также принимал участие в проекте создания флага Саудовской Аравии.

Свой посильный вклад в совершенствование узбекско-арабского культурно-гуманитарного сотрудничества вносит и арабская диаспора Узбекистана. В течение более чем 13 столетий узбекские арабы сохраняли свою идентичность, называя себя центральноазиатскими арабами. Они пережили две основные волны миграции: первая связана с VII-X веками, а вторая произошла в XIV веке в период Амира Темура.

Большинство арабов в Узбекистане проживает в Самаркандской, Кашкадарьинской, Андижанской, Сурхандарьинской и Навоийской областях. В этих областях созданы Арабские национальные культурные центры.

Узбекистан стал Родиной для многих арабов, известных деятелей культуры и науки, среди которых: агроном-экономист М. Саидов, доктор физических наук, профессор О. Гасанов, доктора исторических наук, профессоры А. Чориев и Р. Раджабов, а также писатели и поэты Х.Саидзода, Б.Истамкулов, А.Ибрагимзода, Т.Искандари.

Под руководством Президента Шавката Мирзиёева современные узбекско-арабские отношения получили новый импульс. В стране ведутся широкомасштабные реформы, как во внутренней, так и во внешней политике, что способствует созданию Нового Узбекистана и строительству фундамента Третьего Ренессанса. Этот процесс не только трансформирует саму республику, но и перезапускает весь политический ландшафт в Центральной Азии, привнося новые принципы в региональную политику.

Проведённые реформы подняли имидж Узбекистана и региона в целом в глазах международного сообщества и в частности, стран Арабского залива. Это, в свою очередь, привело к возможности инициировать саммит «Центральная Азия - Совет сотрудничества арабских государств Залива». Данное мероприятие подчеркивает важность региона, его взаимодействие с арабскими странами, способствует развитию сотрудничества и диалога между ними.

Таким образом, Узбекистан активно стремится к развитию сотрудничества с арабскими государствами, что способствует укреплению региональной стабильности и повышению его авторитета на международной арене.

Алишер Сабиров
начальник отдела МИЦА, 
Азер Адыгезалов
главный научный сотрудник МИЦА.