Я – не равнодушен
В мире все быстро меняется и обновляется. В нынешнем процессе стремительной глобализации проводимые в Новом Узбекистане широкомасштабные и народные реформы создали необходимость внесения соответствующих изменений и дополнений в некоторые статьи наших законов. В частности, Конституция также требовала обновления.
Этот процесс исторического обновления является глубоко продуманным, осуществляется только во взаимодействии с народом. После долгих обсуждений и дискуссий наконец мы стоим на пороге принятия нашей Конституции в новой редакции.
Следует отметить, что тревожные события, происходящие в разных уголках мира, требуют от человечества повышенной бдительности и осторожности, укрепления сотрудничества на пути мира и развития. Естественно, в решении этих глобальных вопросов важна роль молодежной политики и образовательных реформ. Поэтому усиление внимания к образованию становится как никогда актуальной задачей.
Глава государства в своем Послании Олий Мажлису и народу отметил, что повышение качества образования – единственно правильный путь развития Нового Узбекистана. Было отмечено, что статус педагогов, защита их чести и достоинства должны быть отдельно закреплены в Конституции.
Сегодня мы видим, что эта задача полностью воплощена в новой редакции нашей Конституции. Так, в статье 52 закреплено, что в Республике Узбекистан труд учителя признается основой развития общества и государства, формирования и воспитания здорового, гармонично развитого поколения, сохранения и приумножения духовного и культурного потенциала народа. Государство заботится о защите чести и достоинства учителей, их социальном и материальном благополучии, профессиональном росте.
Следует отметить, что данная конституционная норма служит созданию организационно-правовых условий для социальной поддержки педагогов, повышения их социального статуса и укрепления репутации, а также обеспечения гарантий реализации их прав и законных интересов.
Кардинальному изменению подверглась система высшего образования. Сегодня профессора, преподаватели и сотрудники большинства высших учебных заведений получают ежемесячные надбавки к зарплате.
В нашей стране реализован ряд мер по расширению возможностей для получения высшего образования, увеличению количества квалифицированных кадров, внесены изменения в порядок приема в вузы, установлен ряд льгот для абитуриентов. В частности, при приеме в государственные высшие учебные заведения действует порядок онлайн-регистрации абитуриентов, приема на обучение на основе дифференцированного платного контракта, есть возможность выбора до пяти направлений образования в бакалавриате, а также формы обучения.
Приняты постановления Президента "О дополнительных мерах по обеспечению академической и организационно-управленческой самостоятельности государственных высших образовательных учреждений" и "О мерах по предоставлению финансовой самостоятельности государственным высшим образовательным учреждениям" от 24 декабря 2021 года. В соответствии с данными документами с 2022/2023 учебного года государственным высшим учебным заведениям, получившим финансовую независимость, были предоставлены дополнительные полномочия в области академической и организационно-управленческой самостоятельности.
В статье 51 Конституции в новой редакции определено, что граждане вправе получать высшее образование в государственных образовательных организациях на конкурсной основе за счет государства. Высшие образовательные организации имеют право на академическую свободу, самоуправление, свободу исследований и преподавания в соответствии с законом.
В целом усиление в новой редакции нашей Конституции положений, касающихся высших учебных заведений, будет служить расширению охвата молодежи высшим образованием, повышению действенности духовно-просветительской и воспитательной работы, качества подготовки высококвалифицированных специалистов, обеспечению финансовой независимости и устойчивой деятельности государственных вузов, укреплению их материально-технической базы.
Кроме того, обновляемая Конституция станет действенным шагом на пути надежной моральной и физической защиты профессоров-преподавателей, работающих в системе высшего образования. А это означает, что будет создана надежная база для подготовки высококвалифицированных кадров, востребованных на рынке труда.
Бектош РАХМАТОВ,
заведующий кафедрой "Теория и методика таэквондо,
каратэ" Узбекского государственного университета физической культуры и спорта.
УзА