«Обновленная Конституция должна создать прочную правовую основу и надежную гарантию долгосрочных стратегий развития нашей страны, в целом, ее будущего процветания и завтрашней благополучной жизни нашего народа», – подчеркивал Президент.
Конституция определяет основы политической, экономической и социальной жизни государства, выражает свободы и права граждан. Поэтому во всех странах особое внимание уделяется принятию этого документа и реализации отраженных в нем норм и правил.
И в Узбекистане Конституция страны ценится гражданами как важный правовой документ, который обеспечивает свободы и права человека, составляет основу развития общества и государства, создает условия для достойной жизни членов общества. Примечательно также, что в любом обществе Конституция считается важным ресурсом, влияющим на темпы общественного развития, маяком, направляющим к цели. Для этого данный правовой документ должен быть на шаг впереди социально-экономических, политических, духовных и культурных процессов, происходящих в обществе, а также вести за собой его членов.
Именно поэтому Президент нашей страны, глубоко прочувствовавший эту истину, выступил с инициативой внести в основной документ определенные изменения.
Если проанализировать суть инициатив, выдвинутых главой государства, в контексте социальных процессов, происходящих в нашем обществе, можно убедиться в их серьезном значении.
Например, в нашей стране на протяжении многих лет господствовала практика решения сначала задач и проблем, стоящих перед государством, подхода к общественным процессам с точки зрения государственных интересов, а затем сосредоточения внимания на проблемах, связанных с обществом и жизнью человека. По этой причине во всех действующих правовых документах выступает приоритет интересов государства. В последующие годы принцип «Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу» стал основополагающим, программным девизом в осуществлении реформ. Для того, чтобы изменения, осуществляемые на основе этого принципа, стали тенденцией, прежде всего необходимо закрепить принцип «человек – общество – государство» как конституционную норму.
Сегодня интересы человека признаны главным критерием экономических реформ. Все усилия, предпринимаемые государственными органами, направлены на удовлетворение интересов человека и повышение благосостояния жизни народа. Для обеспечения продолжительности и гармоничности этих процессов необходимо дальнейшее укрепление правовых основ обеспечения верховенства интересов человека в стране. Без этого в Узбекистане невозможно построить гуманное государство. В этом отношении возникла необходимость дополнить статьи 24-42 Конституции о правах личности статьей о том, что интересы человека должны стоять в центре всех социальных процессов.
Также примечательна инициатива по конституционному укреплению роли и статуса институтов гражданского общества. Известно, что одним из основных принципов реформ, проведенных в нашей стране в годы после обретения независимости, был принцип «Государство – главный реформатор». Такой подход, конечно, имел определенный эффект на начальном этапе реформ. Однако позже это стало ограничивать участие институтов гражданского общества в социальных процессах.
Статус и функции институтов гражданского общества не были четко определены в действующей Конституции (статья 56 нашего Основного закона определяет лишь то, какие объединения признаются общественными объединениями), что не позволяет менять ситуацию. В результате эти институты по собственной инициативе перестали участвовать в жизни общества, снизилась их социальная активность. Поэтому для активизации их участия в социальных процессах, прежде всего, целесообразно ввести принцип «Общество – инициатор реформ», четко определить в Конституции статус институтов гражданского общества, включить в нее нормы, связанные с национальной идеей и идеологией.
Следует отметить, что начало процесса внесения изменений в Основной закон страны возлагает на членов общества определенные задачи. Сегодня от всех нас требуется активное участие в этом процессе.
Абдумавлон Косимов,
депутат Ташкентского городского
Кенгаша народных депутатов