Chinese
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Конституционные реформы: роль и статус институтов гражданского общества
19:58 / 2023-04-14

Впервые в Конституции в новой редакции, которая будет непосредственно принята нашим народом, осознавая высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, укрепляется статус всех институтов гражданского общества.

В частности, вместо понятия «общественные объединения» в главе XIII и статье 56 действующей Конституции, в обновляемом Основном законе определяется понятие «институты гражданского общества» исходя из благородной идеи о том, что «общество является инициатором реформ».

В проекте Конституции нормы, непосредственно относящиеся к институтам гражданского общества, определены в 16 статьях из шести глав, т.е. в таких статьях, как 15, 49, 56, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 81, 82, 115, 127, 130, 148.

Согласно статье 69 проекта Конституции в новой редакции, институты гражданского общества, в том числе общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации, органы самоуправления граждан, средства массовой информации образуют основу гражданского общества, а деятельность институтов гражданского общества осуществляются в соответствии с законом.

В настоящее время правовые основы институтов гражданского общества закреплены в законах «Об общественных объединениях в Республике Узбекистан», «О негосударственных некоммерческих организациях», «Об общественных фондах», «О политических партиях», «О профессиональных союзах» и еще более ста других нормативно-правовых актах, которые будут объединены в единый закон и создана прочная правовая база для их деятельности.

Естественно, возникает вопрос, каковы основные цели и задачи организаций и органов, входящих в состав институтов гражданского общества?  Ниже постараемся кратко ответить на него.

Во-первых, негосударственная некоммерческая организация – это самоуправляемая организация, созданная на добровольной основе физическими и (или) юридическими лицами, не преследующая извлечение дохода (прибыли) в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученные доходы (прибыль) между ее участниками (членами).

Негосударственные некоммерческие организации могут создаваться в следующих организационно-правовых формах, то есть в форме общественного объединения, общественного фонда, учреждения, а также в иных формах, предусмотренных законодательством.

Во-вторых, общественным объединением является добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся для совместной реализации их прав, свобод и законных интересов в сфере политики, экономики, социального развития, науки, культуры, экологии и других областях жизни.

В нашей стране общественными объединениями признаются профессиональные союзы, политические партии, общества ученых, женские организации, а также организации ветеранов, молодежи и лиц с инвалидностью, творческие объединения, массовые движения и другие объединения граждан.

В-третьих, общественным фондом признается не имеющая членства негосударственная некоммерческая организация, созданная юридическими и (или) физическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая благотворительные, социальные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

В-четвертых, органами самоуправления граждан являются сходы граждан поселков, кишлаков и аулов, а также махаллей городов, поселков, кишлаков и аулов. Как отмечал Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев, махалля – это уникальная социальная структура, которая служит мостом доверия между народом и государством, учит человека быть частью общества, воспитывает его в духе толерантности.

Органы самоуправления граждан не входят в систему органов государственной власти и вправе самостоятельно решать вопросы местного значения исходя из интересов граждан, исторических особенностей развития, а также национальных ценностей, местных обычаев и традиций в соответствии с законом. Государство создает необходимые условия для осуществления органами самоуправления граждан своей деятельности, оказывает им содействие в рамках, установленных законодательством. Порядок проведения выборов в органы самоуправления граждан, организация их деятельности и их полномочия определяются законом.

В-пятых, средство массовой информации – это зарегистрированная в установленном законодательством порядке форма периодического распространения массовой информации, имеющая постоянное название и выходящая в свет или передаваемая в эфир не реже одного раза в шесть месяцев в печатном виде (газеты, журналы, ведомости, бюллетени и другие) и (или) электронном виде (теле-, радио-, видео-, кинохроникальные программы, веб-сайты во всемирной информационной сети Интернет), и иные формы периодического распространения массовой информации.

Средства массовой информации сегодня становятся голосом народа, в буквальном смысле «четвертой» ветвью власти. Именно поэтому признание средств массовой информации институтом гражданского общества на конституционном уровне служит тому, чтобы свобода слова стала неотъемлемым и важным фактором человеческого развития в нашем обществе.

В проекте Конституции в новой редакции расширяется число объектов общественного контроля над деятельностью государственных органов и должностных лиц.

Так, проект содержит новую статью 148. Согласно ей, «Граждане и институты гражданского общества осуществляют общественный контроль за формированием и исполнением Государственного бюджета Республики Узбекистан. Порядок и формы участия граждан и институтов гражданского общества в бюджетном процессе устанавливается законом».

Согласно Закону Республики Узбекистан «Об общественном контроле» субъектами общественного контроля являются граждане, органы самоуправления граждан, а также негосударственные некоммерческие организации, средства массовой информации, зарегистрированные в установленном законодательством порядке.  

Вышеуказанные нормы служат формированию и исполнению Государственного бюджета Республики Узбекистан на основе строгого соблюдения принципов открытости и прозначности.

Еще одна важная норма определена в статье 49, согласно которой «Государство создает условия для осуществления общественного контроля в сфере градостроительной деятельности в целях обеспечения экологических прав граждан и предотвращения вредного воздействия на окружающую среду. Проекты градостроительных документов подлежат общественному обсуждению в порядке, установленном законодательством».

Следует особенно отметить, что в проекте Конституции в новой  редакции усиливаются гарантии поддержки деятельности институтов гражданского общества.  

Например, согласно статье 115 проекта Конституции в новой редакции, Кабинет Министров реализует меры по поддержке институтов гражданского общества, обеспечивает их участие в разработке и реализации программ социально-экономического развития и социального партнерства.

Данная норма служит повышению значения и роли институтов гражданского общества в решении актуальных задач социально-экономического развития, дальнейшему совершенствованию системы поддержки их деятельности в виде субсидий, грантов и социальных заказов.

В заключение хотелось бы отметить, что нормы, определенные в проекте Конституции в новой редакции, служат реализации целей деятельности институтов гражданского общества – защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, демократических ценностей, достижению социальных, культурных и образовательных задач, удовлетворению духовных потребностей, осуществлению благотворительной деятельности и иным общественно полезным целям.

Фозилжон Отаханов, 
директор Института проблем законодательства 
и парламентских исследований при 
Олий Мажлисе Республики Узбекистан, 
доктор юридических наук, профессор