Oʻzbek
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Конституционная реформа в Узбекистане станет базовой основой построения Нового Узбекистана
13:57 / 2023-04-12

Мнение зарубежного специалиста – доктора исторических наук, директора Центра геополитических исследований Российско-Таджикского (Славянского) университета (РТСУ), профессора кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РТСУ:

— В настоящее время в Узбекистане динамично идет процесс модернизации всех сторон жизни, усиливается роль парламента и политических партий, а реализация Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития в 2017-2021 годах заметно содействовала геополитической трансформации региональной среды, способствовала созданию стабильных добрососедских отношений, повысила уровень экономического и гуманитарного взаимодействия.

14 марта 2023 года состоялось тридцать восьмое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, на котором было принято решение о проведении референдума по проекту Конституционного закона Республики Узбекистан «О Конституции Республики Узбекистан». Референдум по принятию новой Конституции Узбекистана должен пройти 30 апреля 2030 года. В политической жизни общества есть понимание того, что в период укрепления государственности и дальнейшего развития государства конституционный закон должен опережать его развитие и служить устойчивому развитию страны. В проекте основного закона по принципу «Человек — общество — государство» почти в 3.5 раза увеличиваются нормы, касающиеся прав человека. Приоритетом проводимых реформ в Узбекистане станет защита и соблюдение прав человека на основе принципа «Государство — для человека».  О конституционной реформе Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев объявил в ноябре 2021 года в своей инаугурационной речи, учитывая новые реалии в формирующемся новом мировом порядке и стратегические цели узбекского государства для реализации Стратегии развития Нового Узбекистана до 2026 года, когда необходимо создание правовых основ для воплощения новых целей и задач в условиях модернизации страны.

Об активности участия граждан Узбекистана в реформировании Конституции свидетельствует тот факт, что с момента создания в стране Конституционной комиссии 20 мая 2022 года поступило от граждан свыше 220 тысяч предложений по его совершенствованию, которые нашли отражение в новом основном законе страны. В новой редакции Конституции страны был учтен мировой опыт.  В процессе подготовки проекта реформы Конституционного закона был изучен опыт 400 международных документов, принятых ООН, ОБСЕ, ШОС, ЕС, ОТГ и другими международными организациями, конституции почти 190 стран. Кроме того, проект Конституционного закона получил положительную экспертную оценку международных экспертов, прошел около 10 зарубежных и международных экспертиз. Нынешняя Конституционная реформа в Узбекистане создаст надежную прочную правовую основу для дальнейшего развития государства и построения Нового Узбекистана, а также адаптирует Основной закон к современным модернизационным процессам в стране. Новая Конституция, в условиях происходящих в Узбекистане кардинальных изменений политической и правовой системы, социально-экономической, культурной жизни общества, основывается на принципах «Во имя чести и достоинства» и осуществляет взаимосвязанный подход «Человек – общество – государство».

В будущей  конституционной реформе Узбекистана акцентируется внимание на четырех направлениях: 1. человеке, его жизни, свободы и достоинства, неприкосновенности прав и интересов - право на жизнь является неотъемлемым правом каждого человека и в Узбекистане смертную казнь запретить; 2. "Узбекистан – социальное государство"- забота государства о мужчинах и женщинах, семьях и детях, молодежи и престарелых, лицах с инвалидностью, всех людях, будь то в стране или за рубежом; 3. статусе махалли и обязанностей государственных органов в процессе взаимодействия с ней – предложено отразить в основном  законе принцип о том, что махалля не является частью системы органов государственной власти, может самостоятельного решать вопросы локального значения на местах, получать поддержку от государства в этих целях; 4. совершенствование государственного управления, укрепление народовластия – закрепление норм, обеспечивающие открытость, прозрачность и подотчетность в деятельности государственных органов, а также компактность и экономичность этих органов, а также расширение полномочий Олий Мажлиса по формированию правительства и обеспечению его эффективного функционирования. Важным в реформе Конституции является введение ряда статей, углубляющих защиту прав человека. В новой редакции Конституции Узбекистана планируется закрепить «правило Миранды» (при задержании подозреваемого необходимость озвучивания прав и причин задержания) и развитие института «Хабеас корпуса» (по решение суда, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов). Кроме того, в Конституции предложено закрепить положение о том, что судимость лица не может быть основанием для ограничения прав его родственников, а также закрепить в основном законе принцип соблюдения прав человека и достоинства всех лиц, лишенных свободы. 

Актуальной в Конституционной реформе Узбекистана является и обновление и совершенствования концептуально-правовой базы внешней политики Узбекистана с учётом формирования нового миропорядка, для чего планируется  разработка  новой редакции Концепции национальной безопасности и Концепции внешней политики Узбекистана.  Важно отметить предложение Президента Шавката Мирзиёева о внесении в основной закон страны статьи о том, что Узбекистан проводит миролюбивую и дружественную политику со всеми странами, в первую очередь с соседями, его внешняя политика основывается на уважении прав и свобод человека, принципов и норм территориальной целостности». Особо подчеркнуто в проекте, что Узбекистан в международных отношениях останется приверженным добрососедству и стратегическому сотрудничеству. Все принципы внешней политики, заложенные в Новой Конституции страны, уже воплощаются в жизнь.

Активное воплощение в жизнь узбекской национальной Стратегии действия на 2017-2021 годы уже дали реальные результаты по достижению укрепления и стабильности межгосударственных отношений в Центральной Азии, интенсификации экономического и гуманитарного взаимодействия. Всегда инициативы Узбекистана на глобальном уровне получают поддержку Таджикистана. Важным событием для укрепления регионального сотрудничества стало проведение в ноябре 2017 года в Самарканде под эгидой ООН конференции «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и взаимного процветания». В данном контексте важна глобальная инициатива Узбекистана, поддержанная и Таджикистаном, по укреплению международного сотрудничества в центральноазиатском регионе.  Генеральная Ассамблея ООН в конце июня 2018 года приняла резолюцию "Укрепление регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в Центральноазиатском регионе", разработанная по инициативе Узбекистана совместно с Таджикистаном и другими соседями, в которой впервые была зафиксирована консолидированная позиция всех пяти государств Центральной Азии по основным проблемам региона. Глобальные водные инициативы Таджикистана были поддержаны и узбекской стороной, что свидетельствует не только о росте роли и значения в мире, но и об упрочении позиций новых государств Центральной Азии в мировом сообществе.

В условиях геополитических перемен, за период 2016-2018 годы Узбекистан провел на своей территории ещё несколько мероприятий международного масштаба. В 2016-2018 годы в Ташкенте и Самарканде были проведены такие мероприятия как встреча министров иностранных дел формата «Европейский союз — Центральная Азия», международная конференция по Афганистану «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие». В феврале 2019 году прошла большая совместная конференция с ООН на тему «Центральная Азия – новые возможности и перспективы регионального сотрудничества».  Кроме того, важной для стран Центральной Азии является инициатива Узбекистана в 2020 году об определении вопросов ликвидации нищеты и борьбы с бедностью в качестве основной темы одной их сессии Генеральной Ассамблеи ООН и проведения глобального саммита на эту тему, который позволит сделать анализ усилий по преодолению проблем нищеты и бедности, а также вновь рассмотреть приоритетные задачи и цели ООН в этой сфере с учетом новых вызовов и возможностей. Данная инициатива важна и для Таджикистана, учитывая, что одна из стратегических направлений развития государства является снижение бедности в стране. О повышении роли и уровня авторитета Узбекистана свидетельствует принятие 11 июля 2022 года Генеральной Ассамблеей ООН специальной резолюции об укреплении взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией, разработанную узбекской стороной в соавторстве с 40 странами из всех континентов мира. В резолюции высоко оценивается инициатива Узбекистана о провозглашении 2022 года в рамках Организации экономического сотрудничества «Годом укрепления взаимосвязанности». Документ, принятый на глобальном уровне еще раз указывает о признании мировым сообществом актуальности и своевременности инициативы Узбекистана. Таджикская сторона дала высокую оценку и поддержала инициативу Президента Узбекистана, выдвинутую на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций, по созданию при институтах ООН нового постоянно действующего Комитета по Афганистану в целях содействия социально-экономическому развитию этого государства.

Новая политика открытости Узбекистана внешнему миру заметно повлияла на геополитическую динамику в центральноазиатском регионе. В частности, важным этапом в развитии международных отношений Центральной Азии стала активизация таджикско-узбекских двусторонних отношений с 2016 года. Международно-правовые основы взаимодействия определяют 111 соглашений и договоров, подписанных на межгосударственном, межправительственном и межведомственном уровнях в период с 1992 по настоящее время. На высокий уровень поднялись отношения в связи с заключением Договора о стратегическом партнерстве главами Таджикистана и Узбекистана 17 августа 2018 года в Ташкенте, который укрепляет дальнейшие добрососедские связи и дружбу. Историческим важным моментом для стабильности и устойчивого развития Центральной Азии является ратификация обеими сторонами договора об отдельных участках таджикско-узбекской границы в первой половине 2018 года. Решение этой проблемы снял еще один конфликтный узел, связанный с Фархадским ГЭС. Успех переговорного процесса по проблеме Фархадской ГЭС является не только исторически важным, но и представляет прецедент в истории дипломатии Центральной Азии по разрешению пограничных проблем. В 2022 году таджикско-узбекские отношения вышли еще на более высокий уровень. Государства установили союзнические отношения. Климат доверия и добрососедства способствовало появлению в мировой политике понятия как «Центральноазиатский дух». Между странами были подписаны значимые соглашения, кардинально изменившие климат двусторонних отношений и региональную обстановку: изменение визового режима, открытие авиационного, железнодорожного и автобусного сообщений, разминирование государственных границ, договоренности в сфере экономики, торговли, инвестиций, финансов, транспорта и транзита, сельского хозяйства, водно-энергетической отрасли, налогов, таможенного дела, туризма, образования и науки, здравоохранения, культуры, межрегионального сотрудничества, в области безопасности и противодействия преступности.

Только в течение 2018-2022 годов мы подписали договоры о военном и военно-техническом сотрудничестве, о транзите специальных грузов и военного контингента. Межведомственные соглашения заключили Госкомитет национальной безопасности Республики Таджикистан и Служба государственной безопасности Республики Узбекистан, пограничные войска, министерства внутренних дел, юстиции, ведомства по чрезвычайным ситуациям и генеральные прокуроры двух стран. Силовые структуры двух стран наладили обмен оперативной информацией и регулярные встречи командного состава, договорились об исполнении запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий, выдаче преступников, подготовке кадров и оказании материально-технической помощи. Они впервые начали проводить совместные учения военных и специальных подразделений. Реализация соглашений в области гуманитарных отношений содействовали возрождению былых традиции проведения дней культуры двух стран, фестивалей искусств, усилилось взаимодействие деятелей науки и культуры, повысился уровень научного и образовательного сотрудничества, усилился туристический обмен и много другое.

В настоящее время дан положительный отзыв Узбекистаном о строительстве Рогунской ГЭС и начато совместное строительство двух ГЭС на реке Зарафшан. Таджикистан реализует Национальную стратегию развития до 2030 года, а Узбекистан взял курс на реализацию стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы. Реализация стратегии двух соседних государств будут содействовать не только модернизации стран, но и содействует стабильному региональному развитию. Реформа основного закона Узбекистана, направленная на реализацию Стратегии развития Нового Узбекистана, создаст прочную правовую базу для моденизации страны в ХХ1 веке, будет содействовать устойчивому региональному развитию, а также способствует упрочению системы международных отношений в Центральной Азии. Следует отметить, что для соседних с Узбекистаном государств особо важен дух толерантности, открытости и добрососедства, которым пронизан основной закон страны. Тезисы в законе о проведении Узбекистаном миролюбивой внешней политики, признание принципа территориальной целостности государств наряду с принципами суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой повышает уровень доверия и надежность партнерства в международных отношениях.

Подготовил Г.Хонназаров,

УзА