Наше государство осуществляет работу по обеспечению прав и свобод, законных интересов каждого гражданина.
Конституционные реформы являются ярким тому подтверждением.
Кардинально меняются мышление народа. Форма управления государством в соответствии с требованиями времени переходит в цифровой формат, усиливается роль частного сектора, создаются широкие возможности для предпринимателей. Нормы Конституции должны соответствовать им. В процессе перехода от Стратегии действий к Стратегии развития, совершенствование Основного Закона в соответствии с принципом «Человек-общество-государство» является велением времени.
Социал-демократическая партия Узбекистана «Адолат» вместе со своими единомышленниками, многочисленными членами стремится отобразить мысли и цели народа в нормах Конституции. Деятельность Социал-демократической партии Узбекистана «Адолат» охватывает ряд таких направлений, как независимость судебной власти, обеспечение справедливости законов и судебных решений, определение в законах приоритетности прав человека, укрепление правовых основ антикоррупционной борьбы. Центральным аппаратом Политического совета СДП Узбекистана «Адолат» в целях изучения общественного мнения в процессе конституционных реформ разработан отдельный план мероприятий. По состоянию на 31 июля, СДП «Адолат» совместно с депутатскими группами партии в местных Кенгашах, сотрудниками областных, районных и городских Кенгашей, «Женским крылом», «Молодежным крылом» и активистами партии организовала 3860 мероприятий.
Центральный аппарат партии совместно с агентством «Узстандарт», Государственным комитетом семьи и женщин, Академии наук Республики Узбекистан, Ассоциацией женщин-ученых Узбекистана «Олима», академиями Генеральной прокуратуры, МВД, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан, Агентством по делам молодежи, членами «Молодежного парламента» при Сенате Олий Мажлиса проведены мероприятия, на которых собрано 4698 предложений. В соответствии с частью первой статьи 4 определено, что «Государственным языком Республики Узбекистан является узбекский язык». Однако в государственных и негосударственных органах рабочая документация не ведется полностью на узбекском языке. Во всех видах образовательных учреждений на занятиях используется узбекский алфавит, а в процессе ведения рабочих документов — нет. Предлагается часть первую статьи 4 Конституции дать в следующей редакции: «Государственным языком Республики Узбекистан является узбекский язык. На территории Республики Узбекистан документация ведется на узбекском языке, на алфавите, основанном на латинской графике. Нормы, предусмотренные в международных законодательных актах, являются исключением». Это послужит сохранению узбекского языка и узбекского алфавита, повышению его статуса.
- Согласно первой части статьи 21 Конституции определено, что «В Республике Узбекистан устанавливается единое для всей территории республики гражданство». Предлагается сделать: «В Республике Узбекистан устанавливается единое для всей территории республики гражданство и граждане называются Узбекистанцами».
В соответствии с первой частью статьи 26 Конституции, «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет установлена законным порядком, путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты». Предлагается заменить слово «обвиняемый» на слово «подозреваемый», то есть норма должна быть определена следующим образом: «Каждый подозреваемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет установлена законным порядком, путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты». Пока не доказана вина, лицо не должно считаться обвиняемым.
В соответствии со статьей 56 Конституции, «Общественными объединениями в Республике Узбекистан признаются профессиональные союзы, политические партии, общества ученых, женские организации, организации ветеранов и молодежи, творческие союзы, массовые движения и иные объединения граждан, зарегистрированные в установленном законом порядке». Однако ни одно из общественных объединений, кроме политических партий, не обладает политической силой. Отдельной статьей необходимо усилить политический статус партий. Нужно установить их приоритетность над общественными объединениями.
В соответствии со статьей 68 Конституции установлено, что «Республика Узбекистан состоит из областей, районов, городов, поселков, кишлаков, аулов, а также Республики Каракалпакстан». Но у нас имеются махалли, поэтому целесообразно дополнить норму следующим образом: «Республика Узбекистан состоит из областей, районов, городов, поселков, махаллей, кишлаков, аулов, а также Республики Каракалпакстан».
Норму Конституции, определенной в статье 40: «Каждый имеет право на квалифицированное медицинское обслуживание», с учетом нуждающихся в социальной защите семей, необходимо изменить: «Каждый имеет право на бесплатное квалифицированное медицинское обслуживание».
В дополнение к статье 41 нужно ввести пункт о статусе учителя: «Социально-экономический статус, социальная защита учителей-педагогов находятся под защитой государства, попрание их чести, достоинства, нанесение урона здоровью и безосновательное вмешательство в их профессионально-педагогическую деятельность в соответствии с законом может повлечь уголовную ответственность. Учителя-педагоги имеют право на личную неприкосновенность».
В части 2 статьи 63 Конституции определено, что «Брак основывается на свободном согласии и равноправии сторон». Предлагается, изменить часть 2 статьи 63 Конституции следующим образом: «Брак основывается на свободном согласии и равноправии сторон. Вступление в брак лиц одного пола категорически запрещается и такие лица привлекаются к уголовной ответственности».
Все эти мнения и предложения в обобщенном виде через фракцию СДП «Адолат» внесены в Специальную комиссию.
Сотрудники партии и ее электорат, многотысячные активисты через выдвижение гуманистических и жизненных идей и предложений принимают деятельное участие во внесении изменений и дополнений в Конституцию, а также в процветание нашей Родины.
Миршод Кулдашев, начальник отдела
Центрального аппарата СДП
«Адолат».