Эксперты Института прогнозирования и макроэкономических исследований проанализировали институциональные изменения и реализацию на практике законов, принятых в сфере среднего и высшего образования в 2017-2022 годах.
Принятие в декабре 2018 года постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по организации международных исследований в области оценки качества образования в системе народного образования» создало правовую основу для проведения в республике оценок, признанных мировым сообществом.
В 2019 году опубликованы результаты проведенной в сотрудничестве с UNICEF оценки навыков учащихся 4-х классов по трем направлениям (чтение, математика и естествознание).
Наиболее высокие баллы ученики набрали по таким навыкам естествознания, как понимание демократического общества, права и обязанности граждан (71,1%), и таким математическим навыкам, как решение уравнений и неравенств (67,2%).
На уровне и выше среднемирового уровня (55%) оказались результатов учеников по четырем навыкам естествознания (запоминание исторических дат, понятие окружающей среды, здоровья и безопасности человека, экологической ориентации), по двум навыкам математики (расчеты и геометрия) и одному навыку чтения (поиск четко представленной информации).
На уровне порогового значения (50%) были результаты по навыкам интерпретации и интеграции идей (чтение), а также исследовательским(естествознание).
Наихудшие результаты (34,1%) отмечены в навыках коммуникации и общих стратегий решения проблем (математика) и изложения прямых выводов (43%).
По результатам проведенной в 2021 году оценки результатов по чтению и математике учеников 3-го и 5-го классов (EGRA) в сотрудничестве с USAID было выявлено, что качество образования в средней школе (на примере учащихся 5-х классов) отстает от начальной школы (3-х классов). Также результаты учеников регулярно посещающих школу, выше, чем пропускающих занятия время от времени.
В 2022 году в сотрудничестве с OECD были оценены навыки с помощью PISA тестов по грамотности чтения и математике, креативности мышления и естественно- научной грамотности учеников 15 лет.
По результатам проведенных оценок с учетом устранения слабых сторон, выявленных при оценке знаний учащихся, были переизданы учебники для 3-х, 6-х, 7-х, 10-х классов.
Принятие Указа Президента Республики Узбекистан от 2019 года «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» создало правовую основу для проведения реформ в системе высшего образования. В результате увеличились количество:
- филиалов зарубежных высших учебных заведений в первой 1000 рейтинга QS с 3 единиц в 2017 году до 9;
- всех зарубежных высших учебных заведений с 7 в 2017 году до 28;
- частных высших учебных заведений до 55 единиц (в 2017 году в республике не функционировали частные вузы).
Кроме того, начали выделяться отдельные квоты для различных слоев населения (в том числе для уязвимых).
Уровень охвата молодежи высшим образованием вырос с 9 процентов в 2017 году до 38 процентов в 2022 году.
УзА