Oʻzbek
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Каковы основные достижения в железнодорожной отрасли за последние годы?
21:07 / 2021-04-27

Развитие рынка транспортных услуг и повышение качества транспортного обслуживания определены среди приоритетных задач в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 – 2021 годах.

В соответствии с поставленными задачами в 2017 году были завершены электрификация участка Карши–Термез протяженностью 325 км, а также строительство первого этапа нового железнодорожного участка Бухара–Мискен протяженностью 357,3 км. Кроме того, приобретено два высокоскоростных пассажирских поезда «Тальго-250».

В 2018 году сданы в эксплуатацию первый этап новой железнодорожной линии Ургенч–-Хива протяженностью 33,8 км, а также новый вокзал «Хива». Завершилась электрификация нового участка Карши–Китаб, протяженность которого составляет 124 км.

В 2019 году были реализованы следующие проекты:

– строительство электрифицированной железнодорожной линии Ангрен–Пап с электрификацией участков Пап–Коканд–Андижан;

– электрификация 145,1 км железнодорожной линии Пап–Наманган–Андижан;

– модернизация 65 км железнодорожной линии Андижан–Савай–Ханабад с открытием пригородного движения поездов.

В конце 2020 года в Узбекистан началась поставка первых партий современных и мощных грузовых и грузопассажирских локомотивов из Китая в рамках реализации проекта «Обновление парка локомотивов», реализуемого с участием Азиатского банка развития. Всего планируется доставить в нашу страну 30 электровозов современной модификации и запасные части к ним.

Уровень развития транспортной системы республики принято оценивать показателями, характеризующими степень насыщенности территории транспортной сетью по густоте и протяженности железнодорожной сети.

Итак, по густоте железнодорожной сети Узбекистан стабильно занимает лидирующие позиции среди стран Центральной Азии и ряда других стран-членов Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) – 10,5 км на 1000 кв км территории страны (рис.1).

С момента образования АО «Узбекистон темир йуллари» Узбекистан отличился среди других стран Центральной Азии и отдельных зарубежных стран самым высоким темпом строительства электрифицированных железнодорожных линий.

Источник: составлено автором по данным Бюллетеня статистических данных ОСЖД за 2019 год/ https://osjd.org/ru/9034   
 Рис.1. Густота железных дорог стран-членов ОСЖД (в км пути на 1000 кв. км).

В 2019 году степень электрификации железнодорожных линий нашей страны составила 39 процентов по данным Бюллетеня статистических данных ОСЖД за тот же год.

Сравнительный анализ показал, что в разных странах степень электрифицированных линий различная. Железные дороги постсоветских стран, таких как Литва, Эстония, Латвия, Казахстан, Грузия, были электрифицированы еще при бывшем Советском Союзе, и в годы независимости работы по электрификации не проводились. В Иране, Монголии, Вьетнаме, Кыргызстане, Туркменистане, Таджикистане электрифицированных железных дорог нет.

Первое место по грузообороту после трубопроводного занимает железнодорожный транспорт – ежегодно до 24 млрд ткм нетто. Проведенный анализ динамики грузооборота по всем видам транспорта за 2017-2019 годы показывает устойчивый рост со среднегодовым темпом 103,6 процента.

В период пандемии самыми стабильными видами транспорта остаются: в международных перевозках (импорт, экспорт, транзит) – железнодорожный, во внутригосударственных – автомобильный. Так, объем перевезенных грузов по железной дороге за 2020 год увеличился на 11,2 процента, а автомобильным транспортом – на 4,1 процента по сравнению с показателями 2016 года.

В 2020 году доля выручки от экспорта транспортных услуг в общем объеме экспорта услуг достигла 71 процента против 43,7 процента в 2016 году.

В целом выручка от экспорта транспортных услуг за 2017-2019 годы возросла с 1,5 миллиарда долларов до 1,8 миллиарда долларов или в 1,2 раза. При этом выручка от экспорта услуг железнодорожного транспорта за рассматриваемый период возросла в 1,6 раза (на 221,6 миллиона долларов) и составила 578,7 миллиона долларов; автомобильного – в 2,2 раза (на 15,2 миллиона долларов) – 27,8 миллиона долларов.

В экспорте транспортных услуг важная роль отводится транзиту, обеспечивающему значительные валютные поступления в страну .

В выручке от экспорта транспортных услуг сохраняют свои позиции грузовые перевозки на железнодорожном транспорте, которые формируют основную статью дохода после услуг транспортировки по трубопроводам и воздушному пассажирскому транспорту.

За 2020 год в период пандемии, несмотря на все сложности, грузовые железнодорожные перевозки после трубопроводного вида транспорта принесли значительные поступления в Государственный бюджет Узбекистана и составили 28,5 процента от общего объема экспорта всех услуг и 40 процентов – от экспорта транспортных услуг.

Максимальное задействование железнодорожного транспорта в перевозках грузов в период пандемии привело к существенному расширению географии международных перевозок Узбекистана.

Благодаря предпринятым мерам в развитии внешнеэкономических отношений, несмотря на пандемию коронавируса, в 2020 году объем международных перевозок на железнодорожном транспорте составил 40 млн тонн (42 процента от общего объема перевозок по железной дороге) и увеличился на 55,5 процента (14,2 млн тонн) по сравнению с показателем 2016 года.

В результате проведенной работы объем транзитных грузов, перевозимых по железной дороге Узбекистана, за последние несколько лет впервые достиг значения 2013 года – до 8 200 тысяч тонн.

По инициативе Президента Шавката Мирзиёева в республике наблюдается активизация работ по формированию новых альтернативных транспортных коридоров. Перечислим основные этапы, которые способствовали ускоренной реализации проектов.

Так, 20 сентября 2018 года на международной конференции «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров: стратегические перспективы и нереализованные возможности» впервые были представлены научно обоснованные результаты исследований и преимуществ формирования «Кабульского коридора». В ходе конференции озвучены предложения Президента Узбекистана по развитию транспортных систем региона, в частности разработке Стратегии по развитию региональных транспортных коридоров Центральной Азии.

В феврале 2020 года при поддержке Всемирного банка в Ташкенте состоялось первое заседание транспортной платформы Центральная Азия – Южная Азия с участием делегаций из Афганистана, Таджикистана, Пакистана, Узбекистана и других стран. При этом представители Всемирного банка отметили, что маршрут Пешавар–Кабул–Мазари-Шариф является перекрестком перспективных маршрутов Пакистана, соединяющим Индийский океан со странами Центральной Азии, Китаем, Россией, Кавказом и Европейским союзом.

Еще одним важным событием можно назвать встречу руководителей железных дорог пяти стран – Азербайджана, Грузии, Кыргызстана, Туркменистана и Узбекистана в Ташкенте 19-20 декабря 2019 года. В рамках встречи участники договорились развивать международный мультимодальный маршрут Страны АТР–Китай–Кыргызстан–Узбекистан–Туркменистан–Азербайджан–Грузия–Европа и обратно с выработкой единых подходов по ускоренному пропуску контейнерных поездов и применению унифицированных конкурентоспособных тарифов.

В результате договоренностей по участкам мультимодального маршрута с начала 2020 года перевезено более тысячи контейнеров.

В целях формирования сети мультимодальных перевозок на основных маршрутах международных перевозок созданы логистические центры, такие как Бухара, Андижан, Чукурсай, Ургенч, Термез, Коканд и другие.

Более подробно с данными о проблемах и перспективных направлениях транспортной отрасли можно ознакомиться в статье на сайте Института прогнозирования и макроэкономических исследований, перейдя по ссылке

Дилдора Ибрагимова,
руководитель проекта по развитию
логистической инфраструктуры
и формированию цифровой экономики,
Институт прогнозироваия и макроэкономических исследований.