После разрушительных землетрясений, произошедших в Турции и Сирии, мы начали сомневаться в прочности любых зданий и сооружений. Эти сомнения особенно усиливаются, когда мы пересекаем мосты, построенные над дорогами и над водой.
Итак, сколько мостов имеется в нашей республике сегодня? Как проверяется их пригодность к использованию и сейсмостойкость?
На эти и другие вопросы ответил заведующий лабораторией Института механики и сейсмостойкости сооружений имени М.Т. Уразбаева Академии наук Республики Узбекистан Неъматилла Нишонов.
– Сколько мостовых сооружений на сегодняшний день есть в нашей стране?
– В настоящее время в нашей стране насчитывается 14 331 мостовое сооружение. Из них 7 628 мостов расположены на автомобильных дорогах общего пользования, 6 703 моста – на городских, сельских и внутренних дорогах.
Мост является сооружением государственного значения. Повреждения и разрушения мостов, вызванные землетрясениями или другими стихийными бедствиями, могут затормозить работу служб экстренной медицинской помощи и спасательных служб, а также получение помощи, направляемой из других стран.
– Какие строительные материалы в основном используются в мостостроении нашей страны? Достаточно ли они крепкие и надежные?
–Как правило, в мостостроении используются сборные железобетонные элементы. То есть мостовые конструкции готовятся на заводе и привозятся на объект и собираются. В настоящее время в Узбекистане также используется технология строительства монолитных мостов и путепроводов.
К примеру, новый путепровод, построенный на массиве Кушбеги столицы, является самым длинным мостом в Ташкенте. Его длина составляет 788 метров. Данный мост построен по монолитной технологии. На его опоры установлены отдельные подвижные системы. Монолитная часть над мостом имеет способность плавно двигаться в случае землетрясения. Монолитная, то есть, цельная конструкция повышает сейсмостойкость мостов и путепроводов.
Мост, возведенный на основе самых современных технологий, перед новым парком в городе Самарканде, на сегодняшний день является одним из самых прочных. В настоящее время для снижения трафика в городе по этой технологии строится множество путепроводов и мостов.
Кроме того, на пересечении Паркентской улицы, улиц Махтумкули, Темура Малика и Ахангаранского шоссе нашей столицы построен трехуровневый путепровод. Транспортная развязка на этом перекрестке состоит из нижней, тоннельной части, среднего уровня в виде кольца и эстакадной части.

– Расскажите, пожалуйста, о мостах, построенных над водой.
– В настоящее время начато строительство огромного моста через Амударью. Крупнейшим совмещенным автомобильно-железнодорожным мостом, построенным в 1980-х годах, является мост Термез-Хайратон, соединяющий Афганистан и Узбекистан. Длина моста составляет 816 метров. Кроме того, через Сырдарью проходят несколько мостов, которые также заметно сокращают расстояния и создают удобства для народа.
– Какие практические работы ведутся в нашей стране по восстановлению и ремонту мостов, пришедших в негодность?
– Указом Президента Республики Узбекистан от 28 января 2022 года «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы» определена задача поэтапной реконструкции и ремонта существующих 1 512 мостов и других искусственных сооружений республики, нуждающихся в ремонте.
Главные мосты, эксплуатирующиеся сегодня, были построены в 70-80-х годах прошлого века. Многие расширенные за последние 15 лет мосты утратили свою несущую способность из-за проектных ошибок, допущенных при их реконструкции.
На автомобильных дорогах общего пользования Республики Узбекистан эксплуатируется более 7 тысяч мостов (в том числе, 93 процента составляют железобетонные и каменные, 7 процентов – металлические).
– Какие исследования проводят ученые для обеспечения не только современного облика, но и надежности возводимых мостов?
– В настоящее время в нашем институте ведутся масштабные научно-практические работы по обеспечению сейсмостойкости мостов. Особенно важный поиск в этом направлении проводят ученые Ташкентского государственного транспортного университета.
Беседовала Нигора Рахмонова,
УзА