Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Какие проблемы волнуют ученых-физиков?
20:01 / 2023-01-10

Многим изучение физики кажется сложным. Некоторым учащимся нелегко освоить этот предмет. Однако именно с этой наукой связана истинная суть природных явлений, происходящих в нашей жизни.

Итак, какие проблемы на сегодняшний день беспокоят ученых, занимающихся исследованиями в области физики? Созданы ли для них необходимые условия в лабораториях?            

Об этом мы побеседовали с заведующим лабораторией экологии и биотехнологии Института ядерной физики Академии наук Республики Узбекистан, доктором технических наук Бахтиером Курбановым.

– Каковы цели и задачи Института ядерной физики?

– Основными задачами нашего института являются углубленное изучение строения материи, состава атомных ядер и их использование на благо человечества. Более того, одной из наших основных задач является получение новых изотопов на основе ядерных реакций, достижение их использования в областях народного хозяйства и медицины.

– Какой новый опыт был изучен институтом в последнее время?

– Нами накоплен большой опыт, ведутся исследования, которые актуальны на сегодняшний день. Важнейшим из них является внедрение в медицину методологии оценки статуса микроэлементов человека на основе ядерно-физических разработок, то есть проведение ранней (до заболевания) диагностики здоровья человека по законам распределения микроэлементов в организме человека. Другим не менее важным является широкое распространение системы функционального питания и принятие программы по оздоровлению населения страны.

– Достаточно ли научных инструментов для проведения лабораторных исследований?

– Проведение исследований и получение новых результатов в области ядерной физики зависит не только от научного потенциала ученых, но и от оборудования и экспериментальной базы, отвечающих требованиям времени. Чем современнее оборудование, тем выше результаты и значительнее научные разработки ученых.    

Для проведения экспериментов в области ядерной физики необходимы уникальные научные приборы: высокочувствительные полупроводниковые детекторы, спектрометры. К сожалению, оснащение институтов и лабораторий научными приборами сильно отстает от требований времени. Возраст приборов, используемых научными лабораториями, составляет 20-30 лет. Научные лаборатории в развитых странах используют оборудование максимум в течение пяти лет. Затем его заменяют новым. По научному потенциалу наши соотечественники не уступают ученым из зарубежных стран. Отстают только наши экспериментальные базы.

– Ни для кого не секрет, что в последнее время ощутимо снизился интерес молодежи к таким предметам, как физика и химия. В школах нет возможности заниматься в лабораториях. На что следует обратить внимание, чтобы заинтересовать молодежь физикой?

– Для того, чтобы заинтересовать изучением физики учащихся в ​​школе, необходимо принять следующие меры:

во-первых, издавать научно-популярные брошюры и книги о научных достижениях;            

во-вторых, широко пропагандировать физико-технические достижения, научные разработки, внедренные в практику. Кроме того, следует обновить оборудование лабораторий физики в высших учебных заведениях. Необходимо избавиться от догмы о том, что «законы физики не изменятся и через 100 лет». Лаборатории должны быть оснащены современным оборудованием, а будущие учителя физики должны изучать современные экспериментальные работы, а затем начинать преподавательскую деятельность.

– Если в каком-нибудь министерстве вам задали бы вопрос: «Какая практическая помощь вам нужна для развития ядерной физики?», что бы вы ответили?

Если найдется такой смельчак, мы ответили бы, что для развития области ядерной физики необходимо:            

– обеспечение современным научным оборудованием (вот уже пять лет обращаемся в министерство с этим запросом, но безрезультатно);            

– целесообразно полностью пересмотреть программу подготовки молодежи в магистратуре и по возможности перевести обучение в магистратуре в институты Академии наук.

Беседовала Нигора Рахмонова, УзА