Arabic
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
К вопросу об упразднении института прописки
10:15 / 2020-04-20

Опубликован для обсуждения проект закона о реформе системы прописки в Ташкенте и Ташкентской области. Согласно указу главы нашего государства, с 1 апреля для приобретения недвижимого имущества в Ташкенте и Ташкентской области для граждан Узбекистана не потребуется постоянная прописка.


Опубликован для обсуждения проект закона о реформе системы прописки в Ташкенте и Ташкентской области. Согласно указу главы нашего государства, с 1 апреля для приобретения недвижимого имущества в Ташкенте и Ташкентской области для граждан Узбекистана не потребуется постоянная прописка.

Понятие «прописка» планируется заменить понятием «регистрация». Многие страны на постсоветском пространстве отказались от применения института прописки, называя его «архаичным институтом» по многим основаниям. Имели место такие проблемы, как прием на работу, ограничение в передвижении, отсутствие права приобретения недвижимости, получение медицинской помощи, получение пенсий и кредитов, определение детей в детские сады и школы.
Что облегчит регистрация как единая система учета граждан?

Во-первых, упразднение института прописки облегчит положение многих наших сограждан для оформления наследственных прав. Исходя из прошлой практики нотариуса, хотелось бы отметить, что наследство - одно из сложных нотариальных действий, и определение круга наследников, место открытия наследства привязано к месту проживания наследодателя. В правоприменительной практике нотариусов и согласно статье 1117 Гражданского кодекса Республики Узбекистан местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя. Например, наследодатель проживал к моменту смерти в Ташкентской области, а прописан был в Ташкенте. Фактическое признание места жительства определяется как место прописки. И много случаев, когда не удается найти всех наследников и призвать их к наследству, а главное, принять меры по охране наследственного имущества. В одном только Ташкенте открывается около 10 000 наследственных дел. Исходя из численности наследников, наследникам приходится приезжать для оформления наследства в Ташкент. Это создает много проблем: необходимо временно регистрироваться, появляются расходы по аренде, сбору документов. Целесообразнее, на наш взгляд, внести изменение в вышеназванную статью, в соответствии с которой местом открытия наследства считается место последней регистрации наследодателя.

Во-вторых, внедрение новой системы учета граждан обеспечит неограниченный доступ к государственным услугам, создаст наиболее благоприятные условия для сделок с недвижимостью, автотранспортными средствами.

В-третьих, на сегодняшний день существуют некоторые расхождения в официальных данных по прописке и фактически проживающих в определенном месте. Фиктивная постановка на учет, то есть прописка, создает препятствия по выявлению в кратчайшие сроки необходимой информации и о правонарушителях. 

В-четвертых, выявлено, что 163,3 тысячи граждан имели временную прописку в квартирах, оформленных на чужое лицо. В практике были случаи оформления наследства по завещанию на чужих лиц, не имеющих прописку в Ташкенте. Количество таких наследников по завещанию превышало более 3 человек. Несмотря на то, что в законодательстве не предусмотрено ограничение количества наследников и их места проживания, степени родства, нотариусам приходилось не отказывать в удостоверении таких завещаний даже при факте фиктивности завещания в целях получения прописки по пункту 1 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16 февраля 2012 года. В результате произошли правонарушения как со стороны государственных органов, так и самих граждан. В гражданском судопроизводстве увеличилось количество рассматриваемых гражданских дел по признанию завещаний недействительными. Помимо наследников по завещанию у наследодателя, прописанного в Ташкенте, выявлялись наследники на обязательную долю, которые также претендовали на имущество.

В-пятых, требование по законодательству прописки в Ташкенте одного из супругов привело к тому, что увеличилось количество фиктивных браков. 
Особо хотелось бы отметить о проблеме права на собственность иностранных граждан (в том числе и соотечественников), имеющих имущество в Республике Узбекистан, перешедшее по наследству. В таких семейных вопросах дарение долей наследственного имущества на иностранного гражданина (наследника) не предоставлялось возможным. В будущем, надеемся, проект нового закона предусмотрит этот механизм. 

Указанные в проекте законодательств процедуры, безусловно, обеспечат беспрепятственную реализацию конституционных прав граждан Республики.

Гузал Ахмедова, 
доктор юридических наук