French
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Изменения в законодательстве для улучшения ведения бизнеса
14:43 / 2018-11-02

С начала года вступило в силу много официальных документов, способствующих снижению налогового бремени и упорядочению некоторых таможенных процедур, а значит, и дальнейшему развитию предпринимательства, облегчению ведения бизнеса в стране


С начала года вступило в силу много официальных документов, способствующих снижению налогового бремени и упорядочению некоторых таможенных процедур, а значит, и дальнейшему развитию предпринимательства, облегчению ведения бизнеса в стране.

Какие же механизмы уже внедрены или отменены, чем действительно могут воспользоваться предприниматели для расширения своей деятельности? На эти вопросы дают ответы специалисты.


Эльмира Ахмедова, прокурор Управления по надзору за правовым сопровождением налоговых и таможенных реформ Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан:

– Начнем с одного из самых важных для налогоплательщиков мероприятий - с проведения проверок деятельности бизнес-субъектов.

Объявлен мораторий на два года на проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, за исключением проверок, проводимых в рамках уголовных дел и в связи с ликвидацией юридического лица. Также с 1 сентября 2018 года отменены плановые проверки, не связанные с финансово-хозяйственной деятельностью субъектов предпринимательства, а также проверки деятельности субъектов предпринимательства, проводимые в порядке контроля. 

Теперь рассмотрим отмену налогов для некоторых категорий предпринимателей. 

До 1 июля 2023 года от уплаты всех налогов освобождаются индивидуальные предприниматели, оказывающие в населенных пунктах сельской местности с численностью населения менее 5 тысяч человек парикмахерские услуги, услуги по пошиву индивидуальной одежды, ремонту обуви. Кроме того, индивидуальные предприниматели, впервые получившие микрокредит, освобождаются от уплаты фиксированного налога, а также налога, уплачиваемого за каждого нанятого работника в течение 6 месяцев.

Еще одно направление, которое затронули изменения, – налогообложение индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 12 тонн. Ранее максимальная ставка фиксированного налога составляла ежемесячно 3,5 МРЗП, сейчас независимо от грузоподъемности, превышающей 3 тонны, она снижена до двух МРЗП.

Новшество касается и лицензии на осуществление городских, пригородных, междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом. Раньше она давалась на 5 лет, сейчас будет выдаваться без ограничения срока действия. За рассмотрение заявления о выдаче лицензии (лицензионных карточек) взимается сбор в размере одного МРЗП. Государственные пошлины уплачивались в долларах, а с 18 сентября 2017 года – в национальной валюте, их размер составляет от 2 до 7 МРЗП на год.

1 октября 2018 года отменен порядок уплаты фиксированного налога юридическими лицами, оказывающими услуги по временному хранению автомототранспортных средств, с переходом на уплату единого налогового платежа либо общеустановленных налогов. 

Следует отметить, что сотрудниками Генеральной прокуратуры был проведен анализ осуществления перевозок грузов автомобильным транспортом. Так, за период с января по август 2018 года индивидуальные предприниматели перевезли груз без лицензии на 17 155 грузовых транспортных средствах. Необходимо также подчеркнуть, что осуществление грузоперевозок без лицензии влечет наложение штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МЗРП.

От уплаты налога на доходы физических лиц и обязательных отчислений в Пенсионный фонд освобождаются физические лица - владельцы приусадебных земель, работающие на основе договора надомничества. Кроме того, единый социальный платеж во внебюджетный Пенсионный фонд в размере пяти процентов уплачивается советами фермерских, дехканских хозяйств и владельцами приусадебных земель. 

Еще важное новшество - при уплате физическим лицом страховых взносов в Пенсионный фонд в размере 1 МРЗП в год, данный год включается в трудовой стаж. Это касается физических лиц, занятых в дехканском хозяйстве, на приусадебной земле площадью не менее 4 соток или занимающихся выращиванием крупного рогатого скота либо домашней птицы - не менее 50 голов на данном участке.

Сроком до 1 января 2021 года также освобождается от уплаты таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) оборудование для установки теплиц легкой конструкции, сельскохозяйственная техника, не производимая в нашей стране.

Адилхужа НАБИЕВ, начальник управления Государственного налогового комитета Республики Узбекистан:

– Улучшается взаимодействие органов государственной налоговой службы и налогоплательщиков, в частности, некоторые услуги будут предоставляться с использованием современных каналов связи. 

Органы государственной налоговой службы начали внедрение паспортизации налогоплательщиков с составлением акта обследования, который и будет служить основанием для начисления налогов и других обязательных платежей. 

В экспериментальном режиме паспортизация налогоплательщиков уже проведена органами государственной налоговой службы в Мирзо-Улугбекском районе. Это первый опыт, поэтому были выявлены недостатки, в частности, 1 070 граждан занимаются предпринимательской деятельностью без регистрации, у 277 индивидуальных предпринимателей 507 человек работают без соответствующего оформления. С 1 октября текущего года паспортизация начата по всему Узбекистану.

Второе, на чем хотелось бы остановиться – это хронометраж, то есть проверка и учет оборотно-кассовой наличности и соответствия фактического количества работников указанным в отчетности. При этом нужно отметить, что результаты хронометража сами по себе не являются основанием для доначисления налогов.

В рамках паспортизации также проводятся мероприятия по постановке на налоговый учет объектов аренды физическими лицами. При этом утвержден регламент о постановке на налоговый учет физических лиц и выдаче справки об отсутствии либо наличии налоговой и иной задолженности.

Изменения коснулись и применения онлайн-контрольно-кассовых машин. Так, до 1 ноября в столице осуществляется пилотный проект по запуску системы, позволяющей увеличивать доходы бюджетов всех уровней за счет расширения учета налогоплательщиков и повышения контроля за налоговыми поступлениями. До конца 2019 года данная система будет запущена повсеместно.

С 15 октября 2018 года начат эксперимент по внедрению возможности оформления электронных счетов-фактур всеми хозяйствующими субъектами. Отметим, что электронные счета-фактуры совмещают функции товарно-транспортных накладных и доверенностей на получение товарно-материальных ценностей.

Кроме того, с 1 января 2019 года услуги будут оказываться и в виде исчисления единого налогового платежа для субъектов предпринимательства в сфере услуг, торговли и общественного питания, единого земельного налога, земельного налога с юридических лиц, а также налога на доходы физических лиц по декларируемым доходам на основе информации об их банковском обороте, а также других внешних источников, с направлением уведомлений о сумме начисленных налогов через «персональный кабинет» налогоплательщика.

Государственный налоговый комитет уже внедрил систему смс-информирования физических лиц по короткому номеру 1077 с возможностью получения уточнения о наличии задолженности по налогу на имущество и земельному налогу физических лиц.

О новшествах, которые уже используются в системе таможенного регулирования, рассказывает Оксана ПУЛАТОВА, старший инспектор Государственного таможенного комитета:

– Внедрена интерактивная услуга «Интегрированный тариф», появилась возможность в режиме реального времени через интернет заполнять и представлять в таможенные органы грузовые таможенные декларации без обращения к таможенным брокерам.

С 1 сентября при таможенном оформлении товаров, находящихся в режиме «таможенный склад» более 6 месяцев, не применяются льготы по таможенным платежам.

Если раньше информация о предоставленных таможенных льготах направлялась органам государственной налоговой службы на ежемесячной основе, то теперь она поступает туда в режиме реального времени.

Следует отметить, что сотрудниками Генеральной прокуратуры по результатам выборочного камерального контроля выявлены нарушения порядка применения таможенных льгот. Так, из 876 субъектов предпринимательства, завозивших строительные материалы (цемент, асбест и прочие) для дальнейшей реализации через биржевые торги, 265 реализовывали ее на рынке на общую сумму 734,7 миллиарда сумов. При этом данные субъекты применили льготу по таможенным платежам. В ходе изучения было установлено и доначислено 180,4 миллиарда сумов таможенных платежей.

Подготовлено совместно с Информационно-аналитическим 
мультимедийным центром при 
Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан