Статья в специализированном журнале «Zentralasien-Analysen» Федеративной Республики Германия (опубликована 5 августа 2021 г.)
При Первом Президенте Исламе Каримове Узбекистан был изолирован в течение десятилетий. Его преемник Президент Шавкат Мирзиёев благодаря сильной политической воле все активнее проводит реформы по демократизации узбекского общества и государства. Хотя важные структурные изменения все еще необходимы, достигнутыми результатами нельзя не восхищаться. Политический климат в самой густонаселенной стране Центральной Азии весьма изменился, страна открылась мировому сообществу. В этих бурных реформаторских процессах одним из важных инструментов регулирования многочисленных изменений является Центр «Стратегия развития»: с помощью статистических исследований институт отслеживает и рекомендует правительству и парламенту страны реформы, объявляет о нововведениях и предлагает всеобщую платформу для дискуссий.
Биргит Ветцель из Германии посетила Ташкент в середине июля по случаю Международной конференции «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности». Она взяла интервью у Эльдора Тулякова.
Центр «Стратегия развития» служит координационным центром для процессов реформ в Узбекистане, которые продолжаются с момента вступления в должность Президента Шавката Мирзиёева.
- С какими проблемами сталкиваетесь при осуществлении деятельности?
- Одним из наших основных приоритетов является мониторинг проводимых реформ в рамках Стратегии действий на 2017-2021 годы и ежегодных государственных программ. В связи с предстоящими выборами Президента рассматриваем, в какой степени Стратегия действий уже оказалась эффективной. Внимательно изучаем деятельность отдельных министерств и ведомств, чтобы понять, чего они достигли в рамках Стратегии действий и над чем надо работать.
Мы анализируем информацию о реформах, проведенных в рамках Стратегии действий. Эта информация предназначена в первую очередь для наших граждан. Но мы также хотим проинформировать международное сообщество о реформах в стране, поэтому поставили перед собой цель быть как можно более точными, чтобы предоставить конкретные сведения и статистические данные. Особенно важно отметить, что мы работаем над тем, чтобы предоставить эту информацию в сравнительном виде.
Наша работа также включает в себя анализ общественного мнения. Недавно провели общественный опрос о пенсионном обеспечении и деятельности пенсионных фондов, повышении качества образования, эффективности и доверии населения к вакцинации, а также достигнутых результатах осуществляемых реформ в сфере экономического развития страны.
- Получаете ли обратную связь от людей?
- Информация, которую мы публикуем, очень специфична и направлена именно на анализ реформ в рамках Стратегии действий на 2017-2021 годы, которые в первую очередь направлены на повышение благосостояния людей. Соответственно, мы постоянно находимся в контакте с общественностью и получаем обратную связь. Поскольку темы, которыми мы занимаемся, охватывают практически всю жизнедеятельность государства, комментарии поступают отовсюду – от обычных людей, экспертов, а также государственных чиновников – как внутри страны, так и из-за рубежа. Я должен отметить, что узбекское общество в настоящее время весьма активно в разных социальных сетях. Когда мы публикуем что-то в интернете, то получаем больше комментариев. У нас также есть и критики. Журналисты регулярно говорят нам, что мы должны заниматься той или иной темой. Мы открыты для этого. Мы оцениваем справедливость и полезность таких комментариев непредвзято. Если они обоснованы, мы включаем их в наши публикации.
Помимо интернета, мы также принимаем участие в общественных слушаниях. Недавно провели несколько общественных слушаний в Министерстве юстиции. Проводим на местах мониторинг поручений Президента по развитию Ферганской области. Мы пригласили заместителя хокима приехать и выступить перед общественностью. Он ответил на все наши вопросы, которые были направлены на то, чтобы выяснить, почему региональные чиновники не смогли провести реформы в определенных приоритетных областях. Среди них - изначально запланированное внедрение цифровых платформ и программ, особенно в медицинском и образовательном секторах, которые очень востребованы во время пандемии. Мы также заслушали отчет о пенсионной схеме, чтобы гарантировать, что все люди в полном объеме и вовремя получают пенсии.
Мы проводим общественные слушания совместно с Министерством здравоохранения по вопросу вакцинации. Все наши мероприятия проходят в прямом эфире на телевидении и онлайн в социальных сетях. Мы знаем, что некоторые государственные каналы не так популярны, как частные. Стараемся разнообразить и использовать платформы самых популярных каналов. Как и в других странах, некоторые люди в Узбекистане все еще не решаются сделать прививку. Иногда мы видим, что темпы вакцинации не такие высокие, как изначально к этому стремилось правительство. Поэтому мы стараемся предоставлять как можно более точную информацию, привлекая не только экспертов, но и самых разных государственных чиновников, которые могут иметь отношение к этому вопросу.
Общественные слушания помогают нам подойти к вопросу критически и оценить, чего добились чиновники и правительство в рамках Стратегии действий. Поэтому, когда в этих публикациях приводятся факты и цифры, общественные слушания позволяют нам донести эту информацию до широкой аудитории. Хорошо то, что это записывается и всегда доступно в социальных сетях. Если мы увидим, что существует дальнейший спрос на проведение подобных общественных слушаний, то, конечно, мы сделаем больше.
- При получении обратной связи какие методы используете?
- Существуют разные способы получения обратной связи. Например, мы приглашаем на наши мероприятия как можно больше представителей гражданского общества и НПО, потому что именно они больше всего критикуют правительство. Зачастую, когда мы приглашаем чиновников, они не выступают критически, а иногда даже просто уходят, не сказав ни слова. Поэтому мы стараемся приглашать как можно больше представителей институтов гражданского общества. Мы часто проводим онлайн-мероприятия, поэтому также получаем обратную связь из социальных сетей. Таким образом, люди могут комментировать в соцсетях, звонить нам. Еще один способ получить обратную связь - через наше учреждение. Оно открыто, поэтому люди приходят, высказывают свои требования и предложения.
Другой способ получения обратной связи - это, конечно, наши личные встречи с людьми. Мы регулярно встречаемся с людьми в регионах, в социальных сетях или во время мероприятий.
- Считаете ли вы, что откликов от людей, с которыми вы общаетесь, достаточно, что люди понимают, что они могут принять участие, потому что это значительное изменение от «старого» к «новому» Узбекистану, что люди понимают, что у них есть право голоса? Или вам приходится обращаться к людям, чтобы мотивировать их?
- Честно говоря, ситуация изменилась. Люди стали более активными, больше требуют и даже напрямую взаимодействуют с Президентом. Конечно, в этом случае он также является примером для подражания. Именно он посещает регионы, и министры должны следовать за ним, все до одного. Во время этих визитов они получают отзывы о своей работе, выслушивают критику, сталкиваются с требованиями, а также получают конкретные предложения по улучшению. Это часто дает возможность получить обратную связь и поработать над проблемами.
Но мы также видим, что не можем включить в этот процесс всех. До сих пор есть люди, которые равнодушны ко всему этому. «Я не хочу заниматься политикой, оставьте меня в покое, политика - не мой вопрос, у меня свои проблемы, (...) мне все равно, что происходит». Эти фразы мы также слышим время от времени. Поэтому, представляя государство, мы также должны искать пути улучшения, чтобы вовлечь больше людей. Но Президент утверждает, что идеи для реформ должны исходить от гражданского общества. Гражданское общество должно быть инициатором реформ. К сожалению, не все люди пользуются этим, хотя мы видим, что все движется в положительном направлении. Люди становятся все более и более вовлеченными.
Источник:
Специализированный журнал «Zentralasien-Analysen» (Аналитика по Центральной Азии) публикуется каждый месяц и содержит оценку актуального политического, экономического, социального, культурного развития в центральноазиатских странах. Публикуется с 2008 года. Издается Центром восточноевропейских и международных исследований (ZOiS), который создан по решению Бундестага и финансируется Министерством иностранных дел Германии.